Одним из самых распространенных занятий у коренных малочисленных народов Севера было рыболовство. Рыбу ловили сетями, били острогами. Часто за ней приходилось идти далеко от поселения: переплывать озера, спускаться по рекам. В качестве водного транспорта ханты и лесные ненцы использовали небольшие лодки-долбленки. Их использовали для осмотра сетей, ловли рыбы, охоты на уток, а также для перевозки грузов. Другое название этих маленьких сибирских лодок — ветка.
В экспозиции музея города Муравленко представлена одна из таких лодок, сделанная из цельного куска дерева.
Долбленку изготавливали в несколько этапов. Для начала нужно было найти подходящее дерево и свалить его. Затем мастера проверяли, пригоден ли ствол для лодки. Для этого делали затес: при помощи топора или ножа вынимали полоску древесины, на которой было видно расположение волокон. Они должны были быть прямыми. Если дерево оказывалось подходящим, то от ствола отрубали кусок нужной длины — из расчета на то, скольких человек должна выдержать долбленка.
Получившуюся заготовку-бревно доставляли на место и обрабатывали снаружи, придавая ей нужные очертания. Для этого использовали топор и специальный струг — самодельный столярный инструмент, предназначенный для строгания дерева. В отличие от рубанка, ручки у струга располагались по обе стороны от лезвия, что позволяло снимать тонкую ровную длинную стружку по всей длине ствола.
Чтобы стенки лодки были одинаковой толщины, мастера равномерно просверливали всю лодку снаружи и вгоняли в отверстия короткие шпеньки толщиной в указательный палец.
Чтобы шпеньки были одной длины, дополнительно выстругивали дощечку, в которой просверливали отверстия — ровно столько, сколько нужно было шпеньков. В отверстия вставляли палочки и обрезали с обеих сторон. После этого дощечку с одной стороны натирали сажей, вынимали шпеньки и вбивали их окрашенной стороной внутрь лодки.
Лишнюю древесину изнутри вынимали двумя теслами: одним мастер углублялся вниз, а другим — поворотным — обрабатывал борта. Когда они достигали нужной толщины, лодку распаривали, налив в нее горячей воды, а затем держали над слабым огнем. После этого борта разводили на нужное расстояние и вставляли распорки.
В экспозиции музея города Муравленко представлена одна из таких лодок, сделанная из цельного куска дерева.
Долбленку изготавливали в несколько этапов. Для начала нужно было найти подходящее дерево и свалить его. Затем мастера проверяли, пригоден ли ствол для лодки. Для этого делали затес: при помощи топора или ножа вынимали полоску древесины, на которой было видно расположение волокон. Они должны были быть прямыми. Если дерево оказывалось подходящим, то от ствола отрубали кусок нужной длины — из расчета на то, скольких человек должна выдержать долбленка.
Получившуюся заготовку-бревно доставляли на место и обрабатывали снаружи, придавая ей нужные очертания. Для этого использовали топор и специальный струг — самодельный столярный инструмент, предназначенный для строгания дерева. В отличие от рубанка, ручки у струга располагались по обе стороны от лезвия, что позволяло снимать тонкую ровную длинную стружку по всей длине ствола.
Чтобы стенки лодки были одинаковой толщины, мастера равномерно просверливали всю лодку снаружи и вгоняли в отверстия короткие шпеньки толщиной в указательный палец.
Чтобы шпеньки были одной длины, дополнительно выстругивали дощечку, в которой просверливали отверстия — ровно столько, сколько нужно было шпеньков. В отверстия вставляли палочки и обрезали с обеих сторон. После этого дощечку с одной стороны натирали сажей, вынимали шпеньки и вбивали их окрашенной стороной внутрь лодки.
Лишнюю древесину изнутри вынимали двумя теслами: одним мастер углублялся вниз, а другим — поворотным — обрабатывал борта. Когда они достигали нужной толщины, лодку распаривали, налив в нее горячей воды, а затем держали над слабым огнем. После этого борта разводили на нужное расстояние и вставляли распорки.