Литография повторяет известную картину Самюэля Уоллера «Пустое седло» (1879). В 1893 году ее показывали на Всемирной выставке в Чикаго, участие в которой принимала Ольга Боратынская, невестка поэта Евгения Боратынского и основательница женской артели в Казани. В Америке она представляла кружева мастериц из деревни Шушары Казанской губернии, которые получили бронзовую медаль. Официальная версия гласит, что литография была привезена в Казань из Чикаго — как памятный подарок об этой выставке. Однако точных данных о происхождении литографии нет.
Создатель картины Самюэль Уоллер (1850-1903) был известным английским живописцем, автором жанровых и исторических полотен. Картины художника находятся в собраниях крупнейших художественных музеев мира, однако в России он был малоизвестен.
Настоящая работа выполнена в технике литографии, которая позволяла снять копию рисунка с цинковой или алюминиевой пластины. Само же изображение наносилось с помощью специального литографического карандаша или туши.
По воспоминаниям Ивана Алексеева, правнука Евгения Боратынского, в кругу семьи картину в доме иронично называли «Мальбрук». Это название было связано с первыми куплетами популярной в XIX веке французской песенки «Мальбрук отправился на войну». Ее сочинили французские солдаты в 1709 году накануне знаменитого сражения при Мальплаке. Она начинается словами: «Мальбрук в поход поехал, Миронтон, миронтон, миронтэн». В песне рассказывалось о том, как жена Мальбрука ждет своего мужа, ушедшего на войну.
В России песенка про Мальбрука стала особенно популярна после Отечественной войны 1812 года. В солдатском обиходе слова песни были изменены и обогащены комическими и часто непристойными подробностями. Имя полководца Мальбрука при этом сохранилось, но под ним, как правило, подразумевали Наполеона. В современном русском языке ироничный фразеологизм «Мальбрук в поход собрался» применяется к человеку, который сотворил что-то нелепое или действия которого окончились конфузом для всех участников истории.
Создатель картины Самюэль Уоллер (1850-1903) был известным английским живописцем, автором жанровых и исторических полотен. Картины художника находятся в собраниях крупнейших художественных музеев мира, однако в России он был малоизвестен.
Настоящая работа выполнена в технике литографии, которая позволяла снять копию рисунка с цинковой или алюминиевой пластины. Само же изображение наносилось с помощью специального литографического карандаша или туши.
По воспоминаниям Ивана Алексеева, правнука Евгения Боратынского, в кругу семьи картину в доме иронично называли «Мальбрук». Это название было связано с первыми куплетами популярной в XIX веке французской песенки «Мальбрук отправился на войну». Ее сочинили французские солдаты в 1709 году накануне знаменитого сражения при Мальплаке. Она начинается словами: «Мальбрук в поход поехал, Миронтон, миронтон, миронтэн». В песне рассказывалось о том, как жена Мальбрука ждет своего мужа, ушедшего на войну.
В России песенка про Мальбрука стала особенно популярна после Отечественной войны 1812 года. В солдатском обиходе слова песни были изменены и обогащены комическими и часто непристойными подробностями. Имя полководца Мальбрука при этом сохранилось, но под ним, как правило, подразумевали Наполеона. В современном русском языке ироничный фразеологизм «Мальбрук в поход собрался» применяется к человеку, который сотворил что-то нелепое или действия которого окончились конфузом для всех участников истории.