Легкое кружевное пальто передала в дар музею жительница Городца Фаина Горохова в 1992 году. В ее гардеробе оно появилось благодаря московской родственнице.
Мастерство плетения кружева на Руси имеет многовековую историю. Само слово «кружево» впервые упоминается в Ипатьевской летописи XIII века — в описании одеяния князя Даниила Галицкого при встрече с венгерским королем.
Первое русское кружево плели из золотых и серебряных нитей. На тот момент мастерицам уже было известно несколько различных способов плетения. Одни изделия изготовляли при помощи крючка для соединения нитей. Для создания других использовали коклюшки — деревянные катушки с ручкой, на которые наматываются нитки. Второй способ позволял выполнять все кружевные детали одновременно.
На историю развития этого вида декоративно-прикладного искусства существенное влияние оказали реформы Петра I. В 1700 году вышел указ, предписывающий придворной знати и чиновникам носить европейские одежды. Традиционная русская одежда — мужской кафтан с длинными рукавами, скрывающий формы женский сарафан — стали уделом крестьян. В то же время одежда европейского образца часто украшалась тонкой кружевной отделкой.
В русском кружевоплетении развивались три основных техники — численная, многопарная и сцепная. Численное кружево плели, ориентируясь на количество переплетений нитей, без предварительного рисунка. Многопарная считается наиболее сложной — кружевной узор и ажурный фон таких изделий выполняли одновременно, используя большое количество пар коклюшек. Для него был необходим точный рисунок — сколка. Сцепное кружево также выполнялось по рисунку, но не требовало задействовать столько коклюшек. Свое название оно получило, потому что отдельные элементы соединялись сцепами с помощью обычного вязального крючка.
В 1890–1900-е годы в России мода на летнюю верхнюю одежду вызвала рост производства всевозможных кружевных пальто и легких полупальто с укороченным рукавом. О них писали журналы «Модный магазин», «Новый русский базар», «Модный свет», «Дамский мир».
Уже к началу ХХ века летнее кружевное пальто стало неотъемлемой частью нарядного и повседневного женского костюма. Причем оно пользовалось спросом среди разных социальных слоев населения — дворян, купцов, мещан. В советском кинематографе также есть немало примеров, когда художнику по костюмам приходилось прибегать к помощи кружевниц. Так, например, в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» актриса Антонина Шуранова появляется в кадре в кружевном пальто, а в историческом фильме «Лев Толстой» героиня Тамары Макаровой выходит на прогулку в летнем кружевном труакаре — пальто с укороченным рукавом.
Мастерство плетения кружева на Руси имеет многовековую историю. Само слово «кружево» впервые упоминается в Ипатьевской летописи XIII века — в описании одеяния князя Даниила Галицкого при встрече с венгерским королем.
Первое русское кружево плели из золотых и серебряных нитей. На тот момент мастерицам уже было известно несколько различных способов плетения. Одни изделия изготовляли при помощи крючка для соединения нитей. Для создания других использовали коклюшки — деревянные катушки с ручкой, на которые наматываются нитки. Второй способ позволял выполнять все кружевные детали одновременно.
На историю развития этого вида декоративно-прикладного искусства существенное влияние оказали реформы Петра I. В 1700 году вышел указ, предписывающий придворной знати и чиновникам носить европейские одежды. Традиционная русская одежда — мужской кафтан с длинными рукавами, скрывающий формы женский сарафан — стали уделом крестьян. В то же время одежда европейского образца часто украшалась тонкой кружевной отделкой.
В русском кружевоплетении развивались три основных техники — численная, многопарная и сцепная. Численное кружево плели, ориентируясь на количество переплетений нитей, без предварительного рисунка. Многопарная считается наиболее сложной — кружевной узор и ажурный фон таких изделий выполняли одновременно, используя большое количество пар коклюшек. Для него был необходим точный рисунок — сколка. Сцепное кружево также выполнялось по рисунку, но не требовало задействовать столько коклюшек. Свое название оно получило, потому что отдельные элементы соединялись сцепами с помощью обычного вязального крючка.
В 1890–1900-е годы в России мода на летнюю верхнюю одежду вызвала рост производства всевозможных кружевных пальто и легких полупальто с укороченным рукавом. О них писали журналы «Модный магазин», «Новый русский базар», «Модный свет», «Дамский мир».
Уже к началу ХХ века летнее кружевное пальто стало неотъемлемой частью нарядного и повседневного женского костюма. Причем оно пользовалось спросом среди разных социальных слоев населения — дворян, купцов, мещан. В советском кинематографе также есть немало примеров, когда художнику по костюмам приходилось прибегать к помощи кружевниц. Так, например, в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» актриса Антонина Шуранова появляется в кадре в кружевном пальто, а в историческом фильме «Лев Толстой» героиня Тамары Макаровой выходит на прогулку в летнем кружевном труакаре — пальто с укороченным рукавом.