Доски с рельефным орнаментом из собрания музея были созданы на рубеже XIX и XX веков. Они использовались для нанесения рисунка на ткани — узор, как правило, делали более выпуклым и набивали на материал вручную, используя доску как печать. Украшать ткани таким образом на Руси начали в X веке и продолжали вплоть до середины XX века.
Доски для набивки рисунка называли «манеры» или «цветки». Обычно их изготавливали из цельного куска твердого дерева — грушевого, орехового, березы, клена. Набивка могла принимать форму деревянного щитка, колотушки или молотка, который также был известен как киянок. По этой причине набойщиков часто называли «колотильщиками».
Если рисунок был сложным и многоцветным, мастера использовали сразу несколько досок-манер — каждый цвет наносили на отдельную доску и не смешивали с другими. То же и с узором: на одной доске вырезали лишь часть рисунка, который обретал цельность после набивки всех цветов. Для этого мастера последовательно накладывали на ткань одну доску за другой — в зависимости от количества необходимых красок. Сначала набивали контур узора, а затем и все остальное. Сложный многоцветный рисунок требовал порой до четырехсот резных деревянных манер для набивки.
Изначально рисунок набивали масляными красками, затем вводили «верховые», то есть смывающиеся краски, а потом — заварные, которые закрепляли результат. Иногда набивка делалась золотом или серебром. В этом случае золотой или серебряный порошок наносили на клейкую поверхность. Среди красок наиболее распространенной была черная — ее получали из древесной сажи или копоти. Часто встречалась также красная краска из марены и червеца. Синяя краска, которую нужно было добывать из дубовой коры, использовалась реже. Это были самые распространенные на Руси красители.
Наиболее характерным материалом для набойки было льняное полотно. Однако нередко эту технику нанесения рисунка использовали на конопляном полотне и на шерсти. Часто под набивку шли привозные материалы — шелковые и бумажные ткани, которые, правда, не каждый мог себе позволить.
Доски для набивки рисунка называли «манеры» или «цветки». Обычно их изготавливали из цельного куска твердого дерева — грушевого, орехового, березы, клена. Набивка могла принимать форму деревянного щитка, колотушки или молотка, который также был известен как киянок. По этой причине набойщиков часто называли «колотильщиками».
Если рисунок был сложным и многоцветным, мастера использовали сразу несколько досок-манер — каждый цвет наносили на отдельную доску и не смешивали с другими. То же и с узором: на одной доске вырезали лишь часть рисунка, который обретал цельность после набивки всех цветов. Для этого мастера последовательно накладывали на ткань одну доску за другой — в зависимости от количества необходимых красок. Сначала набивали контур узора, а затем и все остальное. Сложный многоцветный рисунок требовал порой до четырехсот резных деревянных манер для набивки.
Изначально рисунок набивали масляными красками, затем вводили «верховые», то есть смывающиеся краски, а потом — заварные, которые закрепляли результат. Иногда набивка делалась золотом или серебром. В этом случае золотой или серебряный порошок наносили на клейкую поверхность. Среди красок наиболее распространенной была черная — ее получали из древесной сажи или копоти. Часто встречалась также красная краска из марены и червеца. Синяя краска, которую нужно было добывать из дубовой коры, использовалась реже. Это были самые распространенные на Руси красители.
Наиболее характерным материалом для набойки было льняное полотно. Однако нередко эту технику нанесения рисунка использовали на конопляном полотне и на шерсти. Часто под набивку шли привозные материалы — шелковые и бумажные ткани, которые, правда, не каждый мог себе позволить.