Картины Александра Ильича Гейкера, самобытного нанайского художника, изобилуют ныне забытыми предметами быта; иные сюжеты требуют этнографического расследования. Так, «Ледоход на Амуре» повествует о смене сезонов — и о древней легенде и связанных с ней традициях.
По поверьям, некогда хозяином тогда еще безымянной реки был Белый Дракон. Он безжалостно потопил первых рыбаков, рискнувших спустить на воду лодки. Люди воззвали к помощи Черного Дракона — своенравного, но щедрого божества. 14 лун бились драконы между собой, и ни один не мог одолеть другого. Тогда шаманы стали бить в бубны и греметь тяжелыми поясными подвесками, люди взывали к духам, играя на варганах, — и наконец Черный Дракон победил. Вода реки потемнела от пролитой крови. С тех пор на китайском берегу реку стали называть Хэйлунцзян («рекой Черного Дракона»), у маньчжуров закрепилось имя Сахалиян ула («черная вода»), у монголов — Амур Хара-Мурэн («черная широкая река»). Коренные дальневосточные народы: нанайцы, ульчи, удыгейцы, орочи, эвены и эвенки — называют реку «Амур», то есть «большая река» (от тунгусо-маньчжурской языковой основы «амар, дамур»).
С наступлением зимы Черный Дракон засыпает на полгода, закрываясь ледяным щитом. В это время Амур и его притоки — крупные реки Зею, Амгунь и Шилку — сковывает лед. Весенний ледоход был большим событием, ведь коренные народы Амура принадлежат к культуре ихтиофагов, и рыба для них — не только еда и материал для обуви и одежды, но и центральная обрядовая фигура. К марту охотники возвращались к реке с пушного промысла, проверяли и чинили снасти и лодки.
Период рыхлого льда, когда была невозможна ни обычная, ни подледная рыбалка, мог длиться более месяца. С первыми признаками ледохода нанайцы сходились на тони — месте для лова рыбы; только для беременных это зрелище было под запретом. Отдельные смельчаки отталкивали льдины от берега, помогая реке освободиться. Перед первым ловом проводили обряд задабривания Муэ эдени — хозяина водоема и Подя эдени — хозяина огня.
Нетерпеливых смельчаков-нанайцев и изобразил на гравюре Александр Гейкер. Традиционная промысловая одежда рыбаков состоит из короткого запашного халата, ноговиц, олочей, рукавиц, гармасуна и небольшой шапочки. К поясу подвешены ножи в ножнах и небольшие сумки, заменявшие карманы. Стремительные движения людей, дощатой узконосой лодки-оморочки, ветра и льда сливаются в единое действие и общее желание скорее впустить долгожданное весеннее тепло.
По поверьям, некогда хозяином тогда еще безымянной реки был Белый Дракон. Он безжалостно потопил первых рыбаков, рискнувших спустить на воду лодки. Люди воззвали к помощи Черного Дракона — своенравного, но щедрого божества. 14 лун бились драконы между собой, и ни один не мог одолеть другого. Тогда шаманы стали бить в бубны и греметь тяжелыми поясными подвесками, люди взывали к духам, играя на варганах, — и наконец Черный Дракон победил. Вода реки потемнела от пролитой крови. С тех пор на китайском берегу реку стали называть Хэйлунцзян («рекой Черного Дракона»), у маньчжуров закрепилось имя Сахалиян ула («черная вода»), у монголов — Амур Хара-Мурэн («черная широкая река»). Коренные дальневосточные народы: нанайцы, ульчи, удыгейцы, орочи, эвены и эвенки — называют реку «Амур», то есть «большая река» (от тунгусо-маньчжурской языковой основы «амар, дамур»).
С наступлением зимы Черный Дракон засыпает на полгода, закрываясь ледяным щитом. В это время Амур и его притоки — крупные реки Зею, Амгунь и Шилку — сковывает лед. Весенний ледоход был большим событием, ведь коренные народы Амура принадлежат к культуре ихтиофагов, и рыба для них — не только еда и материал для обуви и одежды, но и центральная обрядовая фигура. К марту охотники возвращались к реке с пушного промысла, проверяли и чинили снасти и лодки.
Период рыхлого льда, когда была невозможна ни обычная, ни подледная рыбалка, мог длиться более месяца. С первыми признаками ледохода нанайцы сходились на тони — месте для лова рыбы; только для беременных это зрелище было под запретом. Отдельные смельчаки отталкивали льдины от берега, помогая реке освободиться. Перед первым ловом проводили обряд задабривания Муэ эдени — хозяина водоема и Подя эдени — хозяина огня.
Нетерпеливых смельчаков-нанайцев и изобразил на гравюре Александр Гейкер. Традиционная промысловая одежда рыбаков состоит из короткого запашного халата, ноговиц, олочей, рукавиц, гармасуна и небольшой шапочки. К поясу подвешены ножи в ножнах и небольшие сумки, заменявшие карманы. Стремительные движения людей, дощатой узконосой лодки-оморочки, ветра и льда сливаются в единое действие и общее желание скорее впустить долгожданное весеннее тепло.