Клавдий Лебедев написал картину «Два старика» в 1913 году. Он изобразил бытовую сцену из жизни русской знати XVII века. Двое взрослых мужчин оживленно общаются в домашней обстановке. Хозяин дома, одетый только в нижнюю рубаху и халат, лежит на кровати, облокотившись на подушку. Его гость в кафтане с золотым шитьем непринужденно присел рядом. Длинные седые бороды собеседников могут ввести зрителя в заблуждение, что художник и вправду изобразил глубоких старцев. Но если обратить внимание на темный цвет волос под головным убором гостя, станет очевидно, что мужчина еще не достиг по-настоящему преклонного возраста. Дело в том, что герои живут в другую историческую эпоху. Исследователи считают, что художник назвал картину «Два старика» потому, что в XVII веке средняя продолжительность жизни в России не превышала тридцати лет — а герои полотна примерно в два раза старше этого возраста.
Расшитые золотом костюмы и богатые украшения мужчин подсказывают зрителю, что художник написал сценку из жизни боярского сословия. К XVII веку бояре еще обладали немалым богатством, у них оставалось политическое влияние и независимость, хоть они и ослабили свои позиции при дворе.
Клавдий Лебедев часто создавал полотна с сюжетами из жизни князей и бояр. Он убедительно писал человеческие фигуры, соблюдая анатомические пропорции и создавая объемы с помощью света и тени. Также он с настоящим упорством воссоздавал на полотнах мельчайшие детали исторических костюмов. Его привлекал яркий колорит древнерусской жизни, красочность нарядов и эпические характеры людей далекого прошлого. Его работы отличались не только высоким художественным мастерством, но и исторической достоверностью. Художник действительно проводил глубокое исследование перед тем, как садиться за работу, и в случаях затруднений никогда не стеснялся обращаться к экспертам.
Клавдий Лебедев оставил большое наследие живописных полотен и акварелей со сценами из русской истории X–XVII столетий. Также он иллюстрировал сказки и сотрудничал с разными журналами. В 1897 году его удостоили звания академика живописи, а девять лет спустя избрали действительным членом Академии художеств.