Скульптурная группа, изображающая сцену борьбы Лаокоона и его сыновей со змеями, предположительно украшала частную виллу императора Тита. В эпоху Возрождения эта работа произвела сильнейший резонанс в кругах творческих особ и оказала влияние на развитие искусства ренессанса в Италии. Невероятная динамичность и пластичность форм античного произведения вдохновили многих мастеров того времени, таких как, Микеланджело, Тициан, Эль Греко, Андреа дель Сарто.
Герои величественной скульптурной группы — главный жрец Трои Лаокоон и его сыновья. Сюжет относит нас к Троянской войне, изложенной в «Энеиде» Вергилия. Лаокоон предвидел коварство греков, спрятавшихся в Троянском коне, призывал жителей не принимать его и произнес фразу, ставшую крылатой: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!». Богиня Афина в Троянской войне покровительствовала грекам, поэтому разгневалась на Лаокоона и наслала змей, которые погубили его и его сыновей.
Скульптурная группа «Лаокоона» невероятно экспрессивно изображает борьбу трех героев с огромными змеями. Каждый из них пытается спастись. Сын слева медленно ниспадает в муках, уже испытав на себе силу змеиного яда, но продолжает бороться. Сын справа обеспокоен судьбой отца и брата, и словно не замечает смертельной хватки колец змеи, которые цепко охватили его ногу.
В центральной фигуре самого Лаокоона энергия и пафос достигают высочайшей степени. Мускулы атлетически прекрасного тела напряглись от боли, из последних сил он пытается отвести змею. Лицо Лаокоона выражает физическую боль, скорбь за детей, негодование и упрек за незаслуженное наказание. Пирамидальное расположение фигур, фризовая композиция, превосходная техника в изображении форм тела — все это говорит о том, что перед нами прекрасный образец греческого искусства.
«Лаокоон» в собрании Тульского музея изобразительных искусств появился из коллекции графов Бобринских из имения в Богородицке, это пример популярной в XIX веке кабинетной бронзы.