В 80-х годах XIX века по всему развитому миру начинает молниеносно распространяться новая технологическая мода: электрическое освещение. Им сразу же заинтересовались обеспеченные и подкованные в последних новинках люди, а уже к началу ХХ века свет от ламп накаливания так распространился, что перестал удивлять жителей небольших городов.
Вероятно, примерно в это время электрическими осветительными приборами начали пользоваться и в семье Аксаковых. Представленная в экспозиции «Большой гостиной» фабричная настольная лампа была произведена в начале ХХ столетия. Ее абажур выполнен из матового стекла в форме тюльпана и имеет компактные размеры. Эта черта сразу же отличает электрическую лампу от светильников, работающих на основе сгорания топлива или свечей: в последних часто используется большой абажур, чтобы увеличить площадь отражения источника света. Ножка этой лампы установлена на шарнире, чтобы легко менять положение абажура и регулировать интенсивность освещения и направление световых потоков.
Появление электрического освещения в конце XIX века пришлось на время стилевого хаоса, что заметно хоть и в сдержанных, но эклектичных очертаниях настольной лампы из собрания музея. В те времена стремление выросшего в размерах класса буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Одновременно передовыми художниками и архитекторами того времени уже начались интенсивные поиски новых художественных путей, которые в итоге привели к возникновению стиля модерн.
В электрических светильниках конца XIX века сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна). Светильники конструктивно простых, но выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, они предназначались для освещения рабочих зон и обладали возможностью регулировки направления светового потока. Форма некоторых из них получилась настолько удачной, что в наши дни даже возобновляется их серийный выпуск.
Вероятно, примерно в это время электрическими осветительными приборами начали пользоваться и в семье Аксаковых. Представленная в экспозиции «Большой гостиной» фабричная настольная лампа была произведена в начале ХХ столетия. Ее абажур выполнен из матового стекла в форме тюльпана и имеет компактные размеры. Эта черта сразу же отличает электрическую лампу от светильников, работающих на основе сгорания топлива или свечей: в последних часто используется большой абажур, чтобы увеличить площадь отражения источника света. Ножка этой лампы установлена на шарнире, чтобы легко менять положение абажура и регулировать интенсивность освещения и направление световых потоков.
Появление электрического освещения в конце XIX века пришлось на время стилевого хаоса, что заметно хоть и в сдержанных, но эклектичных очертаниях настольной лампы из собрания музея. В те времена стремление выросшего в размерах класса буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Одновременно передовыми художниками и архитекторами того времени уже начались интенсивные поиски новых художественных путей, которые в итоге привели к возникновению стиля модерн.
В электрических светильниках конца XIX века сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна). Светильники конструктивно простых, но выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, они предназначались для освещения рабочих зон и обладали возможностью регулировки направления светового потока. Форма некоторых из них получилась настолько удачной, что в наши дни даже возобновляется их серийный выпуск.