Среди множества вещей, которые ассоциируются с Россией, особенно выделяются некоторые виды посуды. К ним следует отнести фарфоровые изделия и в частности — продукцию Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова. В «Большой гостиной» представлен молочник, изготовленный в начале ХХ века именно на этом предприятии.
Русский фарфор и фаянс при всей их практичности всегда отличал уникальный живой стиль: бытовая посуда русских мастеров во все времена выглядела очень нарядной и живописной. Этому описанию идеально соответствует и кузнецовский нарядный и утонченный фарфор. Отличным примером может послужить представленный в экспозиции молочник: в его центральный объем нанесен пасторальный женский портрет, а нижние края обводит изысканная золотистая кайма. Сами его формы выверенные, точные и изящные.
В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс Товарищества Кузнецова хоть и сыграли немаловажную роль, но заслуженную высокую оценку и статус антиквариата получили сравнительно недавно. Дело в том, что посуда товарищества в XIX веке в первую очередь была товаром массового потребления. Соответственно, украшения и росписи делались методом штамповки, нередко греша эклектикой и излишней пестротой. Особенно отчетливо это прослеживается в росписи продукции подмосковной гарднеровской фабрики, где новые мотивы росписи часто наносили на уже устаревшие формы. Такие промахи породили неодобрительное отношение к продукции всего Товарищества и даже закрепили за ней обидное прозвище «кузнецовщина»: так часто называли безвкусные вещи.
Обязательной приметой любой продукции Товарищества Кузнецовых было фирменное клеймо.
Ранние марки товарищества Кузнецова обычно имели заключенную в круг виньетированную форму с надписью «Фабрика братьев Кузнецовых». Само клеймо обычно немного вдавливалось и прорисовывалось синим или зеленым цветом. На некоторых экземплярах могли присутствовать орфографические ошибки. В период массового производства на изделиях начали ставить надглазурную маркировку зеленого или голубого цвета, реже встречаются золотые и даже красные цвета с арабской вязью. У каждого завода и фабрики Товарищества Кузнецова имелось свое клеймо с указанием завода или места изготовления.
Русский фарфор и фаянс при всей их практичности всегда отличал уникальный живой стиль: бытовая посуда русских мастеров во все времена выглядела очень нарядной и живописной. Этому описанию идеально соответствует и кузнецовский нарядный и утонченный фарфор. Отличным примером может послужить представленный в экспозиции молочник: в его центральный объем нанесен пасторальный женский портрет, а нижние края обводит изысканная золотистая кайма. Сами его формы выверенные, точные и изящные.
В истории русского декоративно-прикладного искусства фарфор и фаянс Товарищества Кузнецова хоть и сыграли немаловажную роль, но заслуженную высокую оценку и статус антиквариата получили сравнительно недавно. Дело в том, что посуда товарищества в XIX веке в первую очередь была товаром массового потребления. Соответственно, украшения и росписи делались методом штамповки, нередко греша эклектикой и излишней пестротой. Особенно отчетливо это прослеживается в росписи продукции подмосковной гарднеровской фабрики, где новые мотивы росписи часто наносили на уже устаревшие формы. Такие промахи породили неодобрительное отношение к продукции всего Товарищества и даже закрепили за ней обидное прозвище «кузнецовщина»: так часто называли безвкусные вещи.
Обязательной приметой любой продукции Товарищества Кузнецовых было фирменное клеймо.
Ранние марки товарищества Кузнецова обычно имели заключенную в круг виньетированную форму с надписью «Фабрика братьев Кузнецовых». Само клеймо обычно немного вдавливалось и прорисовывалось синим или зеленым цветом. На некоторых экземплярах могли присутствовать орфографические ошибки. В период массового производства на изделиях начали ставить надглазурную маркировку зеленого или голубого цвета, реже встречаются золотые и даже красные цвета с арабской вязью. У каждого завода и фабрики Товарищества Кузнецова имелось свое клеймо с указанием завода или места изготовления.