Гостиная в доме Павловых — главная и самая парадная комната. Здесь принимали гостей и собирались по вечерам все члены большой семьи. Она была обставлена по моде XIX века: овальный стол, пианино с канделябрами, зеркало-трюмо, ломберный столик для игры в карты. Особую торжественность комнате придавала массивная керосиновая лампа, выполненная в стиле модерн. Яркая во всех отношениях, она всегда привлекала к себе внимание. Лампа освещала стол, за которым отец Пётр читал своим пятерым детям книги, а матушка Варвара занималась рукоделием.
Как и все осветительные приборы конца XIX — начала XX века, лампу заправляли керосином. Он стоил дешево, а его характерный запах почти не выветривался из дома. Керосин заливали в нижнюю часть лампы, выполненную в виде круглой банки. Ее помещали под абажуром в специальном резервуаре. Он был сделан в виде металлической подставки с плоским дном и украшением в форме ажурного ключа. Резервуар был металлическим, окрашенным в темно-вишневый цвет, с рисунком: косые темно-зеленые полосы с объемными веточками, крупными белыми цветами и розеткой листьев. Закрывался резервуар такой же крышкой с устройством для фитиля и семилинейной лампой.
Белое матовое стекло абажура закрывало нижнюю часть лампы. Лампу подвешивали к потолку особым креплением — блоком, который соединялся с фигурной гирей-грузилом. В ней были переброшены три цепочки, которые крепились внизу к ажурным пластинам каркаса. Эта конструкция обеспечивала подвижность лампы, ее можно было поднять выше, к потолку, или опустить ниже — к людям, сидящим за столом. По этой причине стол ставили так, чтобы лампа освещала его центральную часть.
Устройство керосиновой лампы было несложным, яркость света можно было регулировать толщиной и длиной фитиля, а стеклянный абажур делал лампу достаточно безопасной. Такие экономичные светильники пользовались большой популярностью в Европе и России на рубеже XIX–XX веков. Они вытеснили свечи и масляные лампы, которые сильно коптили, были пожароопасны и светили тускло. На смену керосиновой лампе в первой трети XX века пришло электрическое освещение, а по принципу керосиновой лампы работал примус, который до сих пор применяют в туристических походах.
Как и все осветительные приборы конца XIX — начала XX века, лампу заправляли керосином. Он стоил дешево, а его характерный запах почти не выветривался из дома. Керосин заливали в нижнюю часть лампы, выполненную в виде круглой банки. Ее помещали под абажуром в специальном резервуаре. Он был сделан в виде металлической подставки с плоским дном и украшением в форме ажурного ключа. Резервуар был металлическим, окрашенным в темно-вишневый цвет, с рисунком: косые темно-зеленые полосы с объемными веточками, крупными белыми цветами и розеткой листьев. Закрывался резервуар такой же крышкой с устройством для фитиля и семилинейной лампой.
Белое матовое стекло абажура закрывало нижнюю часть лампы. Лампу подвешивали к потолку особым креплением — блоком, который соединялся с фигурной гирей-грузилом. В ней были переброшены три цепочки, которые крепились внизу к ажурным пластинам каркаса. Эта конструкция обеспечивала подвижность лампы, ее можно было поднять выше, к потолку, или опустить ниже — к людям, сидящим за столом. По этой причине стол ставили так, чтобы лампа освещала его центральную часть.
Устройство керосиновой лампы было несложным, яркость света можно было регулировать толщиной и длиной фитиля, а стеклянный абажур делал лампу достаточно безопасной. Такие экономичные светильники пользовались большой популярностью в Европе и России на рубеже XIX–XX веков. Они вытеснили свечи и масляные лампы, которые сильно коптили, были пожароопасны и светили тускло. На смену керосиновой лампе в первой трети XX века пришло электрическое освещение, а по принципу керосиновой лампы работал примус, который до сих пор применяют в туристических походах.