Грампластинка «Л.В. Собинов. Каватина Князя» — пластинка односторонняя «Гранд».
На протяжении всей своей истории человек искал некий механизм, способ записи человеческой речи, голоса, пения. Но лишь в конце XIX века эти попытки привели к изобретению граммофона. Начинался «век кино», которого назвали «великим немым», и изобретение звукозаписи по значительности стояло с ним в одном ряду.
Была изобретена граммофонная пластинка, как система передачи звуковой информации. На ней записывалась физическая первооснова звука — колебания. Два процесса, процесс звукозаписи и процесс воспроизведения. Между ними долгие годы поисков. Правда, у граммофонной пластинки, изобретённой братьями Берлинер, был предшественник — фонограф, детище крупного американского учёного Томаса Эдисона.
С восторгом писал о фонографе композитор Н.А. Римский-Корсаков, видевший «возможности обширного применения этого прибора в области музыкального искусства». Был опыт записи на фонограф и Л.В. Собинова. Благодаря любезности г-на Майкла Аллена– сотрудника русского отдела английской фирмы «Граммофон» — ныне «EMI», Музей Собинова получил в подарок копии ряда документов. Среди них оказался договор, подписанный певцом в 1910 году. В нём говорится: «Я, Л.В. Собинов, подтверждаю, что до момента подписания сего договора мною исполнены для фонографа г-на Вернера следующие номера…» и далее перечисление исполненных партий, фрагментов из опер.
Возможно, фонографические валики с собиновскими записями где-то и хранятся, но такая информация отсутствует. Интересен сам факт обращения Л.В. Собинова к фонографу — предшественнику граммофонов.
У фонографа был только один, но существенный недостаток — каждая запись, произведённая на этом аппарате, была уникальной, её нельзя было тиражировать. Как ни ценна была запись на фоновалике, она существовала в единственном экземпляре и неотвратимо гибла, стираясь от прослушивания к прослушиванию.
Л.В. Собинов был, по сути, одним из первых русских артистов, кто увидел в новом изобретении не «фокус», а возможность продемонстрировать своё искусство, может быть «всей России». После первого опыта записи на граммофонные пластинки в 1901 году, артист вновь даёт согласие на сотрудничество с фирмой «Граммофон». Третий сеанс звукозаписи относится к 1904 году. Он проходил в Москве. Была записана 21 пластинка: 17 формата «Гранд» и 4 «Гиганта». Эта серия получила название «корниловской», на этикетах указано имя Дмитрия Гавриловича Корнилова.
Строго говоря, почти все записи Л.В. Собинова можно отнести к граммофонным редкостям, так как он завершил своё сотрудничество с записывающими фирмами в 1911 году. А ведь только к этому времени техника стала давать более качественные записи. Сегодня на этом, по сути, антикварном рынке можно встретить, в основном, записи 1910–1911 годов. Более ранние встречаются очень редко. Каждый новый сеанс давал более качественную запись. И когда выходил новый тираж, старые записи прекращали тиражироваться и снимались с производства. Количественно их было немного и время «уносило» их с собой.