Грампластинка «Л.В. Собинов. Ария Ленского»
Пластинка односторонняя «Миньон». «Л.В. Собинов. Ария Ленского» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Санкт-Петербург, 1901 г.
В собрании собиновского музея — только две пластинки этой серии, но они представляют для нас огромную ценность, на обоих дисках записаны фрагменты из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» — оперы, которая прославила Л. Собинова, стала самым крупным свершением в его жизни. Собинов начал петь партию Ленского в первый год своей службы на сцене Императорского Большого театра в 1898 году. Над этой партией он работал всю свою жизнь, этой партией прощался со зрителями, когда завершал свою карьеру в 1933 году и на сцену вместе с ним вышел молодой певец и преемник в этой партии Иван Козловский. Фрагменты из этой оперы певец записывал в течении многих лет, он включал их во все сеансы звукозаписи. Старые граммофонные записи позволяют проследить, как менялась с годами исполнительская концепция певца, какие результаты давала постоянная, не прекращающаяся работа над этой ролью.
Собинов был и остаётся лучшим, непревзойдённым исполнителем партии Ленского. Её называют «эталонной», «классической», «совершенным творением». Но важнее другое — певец создал такую исполнительскую концепцию, которая не претерпела изменений до сегодняшнего дня, что бывает крайне редко в истории оперного искусства.
Два диска первого сеанса 1901 года, осуществлённого в Петербурге, в собрании музея — это фрагменты оперы «Евгений Онегин».
Успех первых собиновских пластинок был так велик, что вслед за ним выпустить граммофонные записи захотели и другие весьма известные певцы. Записались на граммофонные пластинки супруги Фигнер, Т. Руффо. Д. Ансельми, М. Баттистини и другие. В 1902 году решился на запись и Ф. Шаляпин.
Второй сеанс звукозаписи состоялся в том же 1901 году, но уже в Москве.