Квасник — сосуд, в котором хранили и подавали разные виды кваса. Представленный квасник выполнен в технике майолики — многоцветной росписи по белой эмали, пришедшей в Россию из Западной Европы. Формы гжельских квасников и кумганов (квасники отличаются от них отверстием в центре) продолжают традицию русских кумганов и квасников XVII века, но их самобытный декор не имеет аналогов.
Декор сосуда соединяет в себе пластические и живописные приемы: фигурки на плечиках сосуда и роспись на боковых дисках. На кваснике — фигурки женщины в кокошнике, мужчины в остроконечной шапке и военного в треуголке. Живописный архитектурный пейзаж расположен ярусами. Возможно, это изображения керамических заводиков Гжели с их дымящими трубами.
Гончарный район Гжели — самый известный центр русской керамики, объединявший около тридцати деревень в Богородском и Бронницком уездах Московской губернии. Начало промыслу положило производство крестьянской бытовой посуды и глиняной игрушки. Во второй половине XVIII века здесь начали изготовлять художественную майолику, сменившуюся в XIX веке полуфаянсом и фарфором. Расцвет майоликового производства пришелся на 1770–80-е годы. Гончары Гжели открыли около двадцати пяти мелких мастерских, изготовлявших майоликовые изделия. Их высшим достижением стало изготовление кумганов и квасников, предназначавшихся для праздничного застолья. Мастера нашли идеальную форму, сочетавшую в себе функциональность и эстетичность.
Роспись в духе лубочных картинок исполнялась по непрозрачной поливе («по-сырому») и требовала быстрого и точного нанесения краски. Темный контур рисунка расцвечивался зеленой, желтой, синей красками. На диске сосудов располагали жанровые сцены, архитектурные пейзажи. Роспись кумганов и квасников являла собой великолепные образцы точной, декоративно выстроенной живописи по сырой непрозрачной эмали.
Гжельские кумганы и квасники стали уникальным явлением в истории искусства. Подобного синтеза формы, росписи и скульптуры не знала народная керамика других культур.
Декор сосуда соединяет в себе пластические и живописные приемы: фигурки на плечиках сосуда и роспись на боковых дисках. На кваснике — фигурки женщины в кокошнике, мужчины в остроконечной шапке и военного в треуголке. Живописный архитектурный пейзаж расположен ярусами. Возможно, это изображения керамических заводиков Гжели с их дымящими трубами.
Гончарный район Гжели — самый известный центр русской керамики, объединявший около тридцати деревень в Богородском и Бронницком уездах Московской губернии. Начало промыслу положило производство крестьянской бытовой посуды и глиняной игрушки. Во второй половине XVIII века здесь начали изготовлять художественную майолику, сменившуюся в XIX веке полуфаянсом и фарфором. Расцвет майоликового производства пришелся на 1770–80-е годы. Гончары Гжели открыли около двадцати пяти мелких мастерских, изготовлявших майоликовые изделия. Их высшим достижением стало изготовление кумганов и квасников, предназначавшихся для праздничного застолья. Мастера нашли идеальную форму, сочетавшую в себе функциональность и эстетичность.
Роспись в духе лубочных картинок исполнялась по непрозрачной поливе («по-сырому») и требовала быстрого и точного нанесения краски. Темный контур рисунка расцвечивался зеленой, желтой, синей красками. На диске сосудов располагали жанровые сцены, архитектурные пейзажи. Роспись кумганов и квасников являла собой великолепные образцы точной, декоративно выстроенной живописи по сырой непрозрачной эмали.
Гжельские кумганы и квасники стали уникальным явлением в истории искусства. Подобного синтеза формы, росписи и скульптуры не знала народная керамика других культур.