В собрании народного искусства Русского музея находятся 23 сюжетных изразца, составлявших единый декор печи. 15 из них представлены в постоянной экспозиции единым блоком — их может увидеть любой желающий. Один из интереснейших экземпляров композиции — это изразец с надписью:
1 / 3
Изразец печной
Время создания
XVIII век
Размер
20,3x16,5 см
Техника
глина, полива, роспись
Коллекция
5
Открыть в приложении#2
#9
Беречь сие трудно.
#10
На нем изображена девушка с горящим сердцем в руке — знаком пламенной и, по всей видимости, неразделенной любви. Она печально и смиренно отворачивает лицо от своей ноши. Сюжет взят с эмблемы «Не могу молча гореть» из сборника «Символы и эмблемата», на которой такая же девушка с мольбой обращает глаза к небу.
Как выглядела украшенная такими изразцами печь, можно увидеть в служебных помещениях Покровского собора на Красной площади в Москве. Кроме того, схожие по декору произведения хранятся в других музеях Санкт-Петербурга: Музее прикладного искусства имени А.Л. Штиглица и Российском этнографическом музее.
XVIII век стал периодом расцвета искусства печных изразцов. В то время печь играла важную роль в пространстве русского жилища. Сюжеты изразцов брались мастерами из различных лубочных картинок, гравюр, книжных иллюстраций, азбуки Кариона Истомина. Кроме того, весьма популярным источником служила книга «Символы и эмблемата». Этот сборник был составлен по указу Петра I и содержал символику, которая использовалась в украшении предметов искусства, литературе и быту в XVII–XIX веках. Тем не менее мастера не бездумно копировали различные источники, а интерпретировали их по своему усмотрению, создавая уникальную художественную композицию.
Традиция подписывать изображенные сюжеты на изразцах была введена в середине XVIII века под влиянием лубка и гравюры.
Важно отметить, что роспись наносилась на сырую эмаль, чтобы краска не растекалась по ровной поверхности. При обжиге она вплавливалась в эмаль, создавая законченное произведение. В результате у художника была лишь одна попытка, каждый мазок кистью должен был быть отточен до совершенства. Достаточно было одного неверного движения, чтобы все испортить.
Как выглядела украшенная такими изразцами печь, можно увидеть в служебных помещениях Покровского собора на Красной площади в Москве. Кроме того, схожие по декору произведения хранятся в других музеях Санкт-Петербурга: Музее прикладного искусства имени А.Л. Штиглица и Российском этнографическом музее.
XVIII век стал периодом расцвета искусства печных изразцов. В то время печь играла важную роль в пространстве русского жилища. Сюжеты изразцов брались мастерами из различных лубочных картинок, гравюр, книжных иллюстраций, азбуки Кариона Истомина. Кроме того, весьма популярным источником служила книга «Символы и эмблемата». Этот сборник был составлен по указу Петра I и содержал символику, которая использовалась в украшении предметов искусства, литературе и быту в XVII–XIX веках. Тем не менее мастера не бездумно копировали различные источники, а интерпретировали их по своему усмотрению, создавая уникальную художественную композицию.
Традиция подписывать изображенные сюжеты на изразцах была введена в середине XVIII века под влиянием лубка и гравюры.
Важно отметить, что роспись наносилась на сырую эмаль, чтобы краска не растекалась по ровной поверхности. При обжиге она вплавливалась в эмаль, создавая законченное произведение. В результате у художника была лишь одна попытка, каждый мазок кистью должен был быть отточен до совершенства. Достаточно было одного неверного движения, чтобы все испортить.
#12
Изразец печной
#11
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Изразец печной
Время создания
XVIII век
Размер
20,3x16,5 см
Техника
глина, полива, роспись
Коллекция
5

Открыть в приложении
Поделиться