В современной экспозиции отдела народного искусства Русского музея представлены десять скульптур. Выполненные народными мастерами, эти произведения отличаются ярко выраженной самобытностью.
Народное толкование образов святых особенно четко проявилось в отдельных произведениях деревянной скульптуры — к ним можно отнести композицию «Христос в темнице», получившую широкое распространение в XVIII веке. Фигура Христа чаще всего была размещена в нишах стен или в киотах около иконостаса у северной стены храма.
Экспонат поступил в отдел народного искусства Русского музея в 1960-е годы благодаря сотрудникам отдела — Маргарите Николаевне Каменской и Наталье Васильевне Тарановской. Удивительная история! В 1960 году проходила экспедиция по Архангельской области, в ходе которой сотрудники посетили Вельский краеведческий музей. По распоряжению директора этого музея уборщица должна была сжечь деревянную скульптуру. Узнав об интересе специалистов Русского музея к собиранию произведений народного искусства, она передала четыре скульптуры в их руки. В дальнейшем удалось зафиксировать сведения о бытовании произведений — Низовская часовня села Угронька Архангельской губернии.
Деревянная церковная скульптура преследовалась не только в советское время, но и в XVIII веке. Синод и старообрядцы видели в объемных изображениях сходство с убранством католических храмов: многоярусные иконостасы церквей и храмов украшали объемные резные раскрашенные и позолоченные фигуры святых, евангелистов, Саваофа, Христа и Богоматери. На царских вратах, на узловых деталях конструкции этих иконостасов, на выступающих карнизах, раскрепованных арках, в резных картушах среди пышных завитков растительного орнамента помещались изображения ангелов, херувимов, апостолов. В завершении иконостаса укреплялись многофигурные композиции сцен евангельского цикла.
Более 200 приобретенных и спасенных отдельных скульптур и целых композиций только в собрании Русского музея свидетельствуют о том, что народная деревянная скульптура была крупным художественным явлением.
Народное толкование образов святых особенно четко проявилось в отдельных произведениях деревянной скульптуры — к ним можно отнести композицию «Христос в темнице», получившую широкое распространение в XVIII веке. Фигура Христа чаще всего была размещена в нишах стен или в киотах около иконостаса у северной стены храма.
Экспонат поступил в отдел народного искусства Русского музея в 1960-е годы благодаря сотрудникам отдела — Маргарите Николаевне Каменской и Наталье Васильевне Тарановской. Удивительная история! В 1960 году проходила экспедиция по Архангельской области, в ходе которой сотрудники посетили Вельский краеведческий музей. По распоряжению директора этого музея уборщица должна была сжечь деревянную скульптуру. Узнав об интересе специалистов Русского музея к собиранию произведений народного искусства, она передала четыре скульптуры в их руки. В дальнейшем удалось зафиксировать сведения о бытовании произведений — Низовская часовня села Угронька Архангельской губернии.
Деревянная церковная скульптура преследовалась не только в советское время, но и в XVIII веке. Синод и старообрядцы видели в объемных изображениях сходство с убранством католических храмов: многоярусные иконостасы церквей и храмов украшали объемные резные раскрашенные и позолоченные фигуры святых, евангелистов, Саваофа, Христа и Богоматери. На царских вратах, на узловых деталях конструкции этих иконостасов, на выступающих карнизах, раскрепованных арках, в резных картушах среди пышных завитков растительного орнамента помещались изображения ангелов, херувимов, апостолов. В завершении иконостаса укреплялись многофигурные композиции сцен евангельского цикла.
Более 200 приобретенных и спасенных отдельных скульптур и целых композиций только в собрании Русского музея свидетельствуют о том, что народная деревянная скульптура была крупным художественным явлением.