Гжель — важнейший центр русской керамики. Точно неизвестно, когда здесь стали заниматься гончарством, но одна из тридцати деревень, по имени которой был назван район, упоминается впервые в 1328 году. Документальные свидетельства о Гжели как о районе, богатом хорошими глинами, находим в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович издает указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины».
В истории развития гжельского промысла выделяют несколько этапов. Первый из них, к которому относится представленный экспонат, связан с производством майолики во второй половине XVIII века. Известно, что на первом русском керамическом заводе Афанасия Гребенщикова в Москве работало немало крестьян из Гжельской волости. Отработав установленный срок, они возвращались в свои деревни, где в небольших мастерских делали майоликовую посуду. В Гжели в последней трети XVIII века создали самобытный стиль майоликовых изделий. Сложились свои формы предметов, приемы и тематика росписи. Изделия из цветной глины покрывали непрозрачной белой эмалью, и по необожженной эмали делали роспись в пять цветов эмалевыми красками.
Типичные для этого периода изделия — это квасники и кумганы (сосуды для кваса, меда, пива, кислых щей), кувшины и кружки, блюда, тарелки, рукомойники, а также небольшие декоративные фигурки — майоликовая пластика. Квасники и кумганы — самая многочисленная группа предметов. Интересно, что эти названия стали употреблять применительно к гжельским сосудам только в XIX веке; в документах конца XVIII — первой половины XIX века владельцы фабрик во всех случаях пользовались термином «кувшин».
Основу формы квасников и кумганов составляет широкое дисковидное тулово, поставленное на четыре ножки, напоминающие звериные лапы. Квасники отличаются от кумганов круглым отверстием в центре тулова. По сторонам от горла сосуда располагали изогнутые носик и ручку. Часто ручку выполняли из разнонаправленных завитков, что можно отнести к характерным признакам барочного декора. Стиль росписи включал в себя определенный метод изображения, темы, образы, композиционные приемы. Главные усилия направляли на оформление фасадов. Сложились также своеобразные способы украшения сосудов скульптурными фигурками.
На рубеже XVIII–XIX веков майолику стал вытеснять модный сине-белый английский фаянс. Чтобы сохранить свои позиции, гжельцы начинают систематические поиски рецептуры фаянса, в результате чего создают новый переходный материал — промежуточный между майоликой и тонким фаянсом — полуфаянс. Полуфаянсовые изделия имели черепок светло-серого цвета и покрывались бесцветной прозрачной глазурью. На них выполнялась подглазурная и надглазурная роспись кобальтом (синей краской) на белом фоне.