В экспозиции Самарского музея представлена изящная ваза с изображением белого орла, сидящего на ветках японского клена, выполненная в технике клуазоне.
Словом «клуазоне» обозначают технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами. Первым предметом, выполненным в технике клуазоне, считают золотую маску Тутанхамона, датированную XIV веком до нашей эры.
В Японию эмали попали в VI–VII веке через Китай и Корею. Техника клуазоне в Японии была своеобразно интерпретирована местными мастерами. Это проявилось в более рафинированных формах сосудов, более изысканной оркестровке цвета эмалей. Расцвет эмалей клуазоне в Японии приходится на XVII век. В то время техника широко использовалась для декорирования японских мечей.
Развитие японского эмалевого перегородчатого производства приписывается бывшему самураю Кадзи Цунэкити (1803–1883 гг.) из Нагои. Считается, что примерно в 1838 году в руках самурая впервые оказалось изделие китайской перегородчатой эмали. Кадзи Цунэкити разломал его, тщательно изучил состав и сам создал небольшую тарелку в технике клуазоне.
Высочайший уровень клуазоне периода Мэйдзи остается недостижимым вплоть до нашего времени. Многие изделия с эмалью — это годы труда нескольких мастеров.
При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой — эмалью. После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определенный узор. Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии.
Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего поверхность покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью.
Изображение на вазе из Самарского музея лаконично и минималистично — это характерно для японских традиций и эстетики. Мастер невероятно тонко проработал все детали: перья у орла, прожилки листьев, миниатюрный цветочный узор на горловине вазы. Благодаря тщательной шлифовке поверхности напаянные перегородки почти не заметны, и создается ощущение, что перегородок нет.
Словом «клуазоне» обозначают технику создания предметов из эмалированного металла, украшенных сложными узорами. Первым предметом, выполненным в технике клуазоне, считают золотую маску Тутанхамона, датированную XIV веком до нашей эры.
В Японию эмали попали в VI–VII веке через Китай и Корею. Техника клуазоне в Японии была своеобразно интерпретирована местными мастерами. Это проявилось в более рафинированных формах сосудов, более изысканной оркестровке цвета эмалей. Расцвет эмалей клуазоне в Японии приходится на XVII век. В то время техника широко использовалась для декорирования японских мечей.
Развитие японского эмалевого перегородчатого производства приписывается бывшему самураю Кадзи Цунэкити (1803–1883 гг.) из Нагои. Считается, что примерно в 1838 году в руках самурая впервые оказалось изделие китайской перегородчатой эмали. Кадзи Цунэкити разломал его, тщательно изучил состав и сам создал небольшую тарелку в технике клуазоне.
Высочайший уровень клуазоне периода Мэйдзи остается недостижимым вплоть до нашего времени. Многие изделия с эмалью — это годы труда нескольких мастеров.
При работе в технике перегородчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски, а образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой — эмалью. После обжига поверхность гладко шлифуют, в результате чего металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определенный узор. Этот способ эмалирования был особенно распространен в Японии.
Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным. Сначала на него наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски, после чего поверхность покрывается бесцветной прозрачной эмалью с глазурью.
Изображение на вазе из Самарского музея лаконично и минималистично — это характерно для японских традиций и эстетики. Мастер невероятно тонко проработал все детали: перья у орла, прожилки листьев, миниатюрный цветочный узор на горловине вазы. Благодаря тщательной шлифовке поверхности напаянные перегородки почти не заметны, и создается ощущение, что перегородок нет.