Традиционный тувинский костюм в современном виде формировался на протяжении нескольких столетий. Наиболее заметно он изменился в годы ига маньчжурской династии. В 1757 году Туву включили в состав Цинской империи, и носить традиционный костюм стало обязательным по «Уложению китайской палаты внешних сношений».
Как и многие народности, тувинцы делили одежду на повседневную и праздничную, а также на ту, которую носили простолюдины и высокие особы.
Безрукавка курма — также ее называют хурме или кандаазын — имеет китайское происхождение. Ее имели право носить только богатые и знатные тувинцы, а простые люди — нет. Безрукавку шили короткой (около 48 сантиметров), она закрывала только грудь и верхнюю часть живота. Стеганую подкладку светло-розового цвета подбивали ватой. Ворот курмы, вырезы для рукавов и подол отделывали черной шелковой материей, которую украшали вышитыми цветами и полоской позумента — тесьмы. Также жилет для состоятельных мужчин декорировали золотыми кантами, мехом соболя, парчой и бархатом. Эти украшения зависели от должности, которую занимал чиновник, хозяин одеяния.
Тувинцы дополняли курму различными орнаментами. Их символика перекликалась с символикой народов Центральной Азии. Сначала художественные мотивы заимствовали у тюрков, а позже — у монголов, китайцев и тибетцев, которые исповедовали буддизм.
Орнаменты вышивали или наносили в виде аппликаций. Самыми распространенными узорами были рога архара (оленя), бабочка, цветок, облако, стена юрты, морские волны и листья. Часто встречались и молотковые узоры, волны-скалы или парные, угловые и круглые орнаменты.
На безрукавки наносили и буддийские знаки. Бесконечная нить счастья символизировала вечную любовь и сострадание ко всем живым существам, сосуд означал долгую жизнь, золотых рыбок связывали с понятием гармонии, а лотос — с чистотой. Цвета тувинской одежды также имели особое значение. Красный означал радость и благополучие, а синий — удачу, победу. Безрукавку обычно шили из темно-красной шелковой ткани с разводами. Но она могла быть и других цветов — например, зеленого или оранжевого.
Как и многие народности, тувинцы делили одежду на повседневную и праздничную, а также на ту, которую носили простолюдины и высокие особы.
Безрукавка курма — также ее называют хурме или кандаазын — имеет китайское происхождение. Ее имели право носить только богатые и знатные тувинцы, а простые люди — нет. Безрукавку шили короткой (около 48 сантиметров), она закрывала только грудь и верхнюю часть живота. Стеганую подкладку светло-розового цвета подбивали ватой. Ворот курмы, вырезы для рукавов и подол отделывали черной шелковой материей, которую украшали вышитыми цветами и полоской позумента — тесьмы. Также жилет для состоятельных мужчин декорировали золотыми кантами, мехом соболя, парчой и бархатом. Эти украшения зависели от должности, которую занимал чиновник, хозяин одеяния.
Тувинцы дополняли курму различными орнаментами. Их символика перекликалась с символикой народов Центральной Азии. Сначала художественные мотивы заимствовали у тюрков, а позже — у монголов, китайцев и тибетцев, которые исповедовали буддизм.
Орнаменты вышивали или наносили в виде аппликаций. Самыми распространенными узорами были рога архара (оленя), бабочка, цветок, облако, стена юрты, морские волны и листья. Часто встречались и молотковые узоры, волны-скалы или парные, угловые и круглые орнаменты.
На безрукавки наносили и буддийские знаки. Бесконечная нить счастья символизировала вечную любовь и сострадание ко всем живым существам, сосуд означал долгую жизнь, золотых рыбок связывали с понятием гармонии, а лотос — с чистотой. Цвета тувинской одежды также имели особое значение. Красный означал радость и благополучие, а синий — удачу, победу. Безрукавку обычно шили из темно-красной шелковой ткани с разводами. Но она могла быть и других цветов — например, зеленого или оранжевого.