Когээржик — это традиционная кожаная фляжка для молока, молочной водки араки и кумыса. Жидкость в такой фляжке долго сохранялась, а кожа не теряла форму, так как при выделке ее окуривали дымом, чтобы она дубела.
Простые когээржики создавали в виде обычного мешка. Но часто мастера придавали фляжке изящную форму и наносили на нее аутентичные орнаменты, которые имели символическое значение.
Технология искусной обработки кожи скотоводам-кочевникам была знакома с древних времен. На изготовление когээржиков шла кожа быков и яков. Ее в течение нескольких дней вымачивали в особой кисломолочной жидкости, оставшейся после перегонки напитка, который называется «хойптак».
Затем с кожи счищали шерсть и мездру — остатки жирового слоя с ворсинками шерсти, — делали выкройку двух половин фляги и давали заготовке подсохнуть. На этом же этапе на будущем когээржике выдавливали узор. Делали это с помощью специальной деревянной матрицы и стержня.
После просушки половины сшивали специальным швом, который имел свое название — «истыктап даараары», выворачивали заготовку наизнанку, туго набивали землей, соломой или навозом и подвешивали над очагом для копчения. В итоге получался незаменимый в быту кочевников термостойкий кожаный сосуд.
Тувинцы-оленеводы использовали для когээржиков также и цельную кожу, снятую с ног косули или задних ног лося, — в результате изделие получалось бархатистого коричневого цвета. Такие сосуды в быту использовали для хранения молока. Когда ими не пользовались, то набивали полости иглами лиственницы или кедра, чтобы сохранить форму, и подвешивали к жердям юрты.
В зависимости от размера сосуды делились на три группы. Самым большим был когээр — сосуд высотой около полутора метров и емкостью до 200 литров. Высота когээржика варьировалась от 20 до 50 сантиметров, он вмещал до двух-трех литров жидкости. Хойлаарак — самый маленький сосуд. В высоту он был от 5 до 20 сантиметров, а его емкость — примерно до 0,3-0,5 литров. Носили его за пазухой.
Мастера наносили на когээржики разнообразные орнаменты. В центре фляги обычно находился крупный традиционный узор, окаймленный по краям бордюром в виде пунктира, линейного пояска, зубчатой полоски или меандра — прямоугольной ломаной линии, имитирующей волны.
В центре изображали головы животных и буддийские символы: крестообразные розетки из четырех ромбовидных спиралей, фигуры с роговидными ответвлениями на концах или узоры из парных спиралей. Исследователи считают, что именно на когээржиках сохранились и дошли до наших дней самые древние виды тувинских орнаментов.
Простые когээржики создавали в виде обычного мешка. Но часто мастера придавали фляжке изящную форму и наносили на нее аутентичные орнаменты, которые имели символическое значение.
Технология искусной обработки кожи скотоводам-кочевникам была знакома с древних времен. На изготовление когээржиков шла кожа быков и яков. Ее в течение нескольких дней вымачивали в особой кисломолочной жидкости, оставшейся после перегонки напитка, который называется «хойптак».
Затем с кожи счищали шерсть и мездру — остатки жирового слоя с ворсинками шерсти, — делали выкройку двух половин фляги и давали заготовке подсохнуть. На этом же этапе на будущем когээржике выдавливали узор. Делали это с помощью специальной деревянной матрицы и стержня.
После просушки половины сшивали специальным швом, который имел свое название — «истыктап даараары», выворачивали заготовку наизнанку, туго набивали землей, соломой или навозом и подвешивали над очагом для копчения. В итоге получался незаменимый в быту кочевников термостойкий кожаный сосуд.
Тувинцы-оленеводы использовали для когээржиков также и цельную кожу, снятую с ног косули или задних ног лося, — в результате изделие получалось бархатистого коричневого цвета. Такие сосуды в быту использовали для хранения молока. Когда ими не пользовались, то набивали полости иглами лиственницы или кедра, чтобы сохранить форму, и подвешивали к жердям юрты.
В зависимости от размера сосуды делились на три группы. Самым большим был когээр — сосуд высотой около полутора метров и емкостью до 200 литров. Высота когээржика варьировалась от 20 до 50 сантиметров, он вмещал до двух-трех литров жидкости. Хойлаарак — самый маленький сосуд. В высоту он был от 5 до 20 сантиметров, а его емкость — примерно до 0,3-0,5 литров. Носили его за пазухой.
Мастера наносили на когээржики разнообразные орнаменты. В центре фляги обычно находился крупный традиционный узор, окаймленный по краям бордюром в виде пунктира, линейного пояска, зубчатой полоски или меандра — прямоугольной ломаной линии, имитирующей волны.
В центре изображали головы животных и буддийские символы: крестообразные розетки из четырех ромбовидных спиралей, фигуры с роговидными ответвлениями на концах или узоры из парных спиралей. Исследователи считают, что именно на когээржиках сохранились и дошли до наших дней самые древние виды тувинских орнаментов.