В Самарском областном художественном музее можно увидеть коллекцию китайского искусства, в частности ряд экспонатов разного периода бронзового литья. Один из них — бронзовая курильница, небольшая емкость для сжигания благовоний во время ритуалов. Курильницы в Китае имеют как ритуальное, так и бытовое значение: их используют в религиозных ритуалах в буддийских и даосских храмах, для бытовых и санитарно-гигиенических нужд и в лечебно-профилактических целях. Курильницы — непременные элементы храмовой и парковой архитектуры.
Одна из курильниц, представленных в музее, выполнена в форме мифического создания — единорога цилиня. Его тулово украшено эмалевыми вставками синего и белого цветов. Древние китайцы считали цилиня воплощением морально-этической категории жэнь («человеколюбие», «гуманность»). Единственный рог цилиня тупой, ведь это существо не может нанести вреда.
Широко распространено мнение, что в Китае бронзовое литье появилось во II тысячелетии до н. э., во время правления династии Шан (1600–1046 годы до н. э.). В последнее время благодаря более тщательной археологической работе китайские исследователи относят появление художественного литья к более раннему периоду — до начала эпохи Шан-Инь. Тем не менее принято считать, что по-настоящему Китай вступил в бронзовый век именно в эту эпоху, когда сформировалось древнейшее китайское государство. И именно во время правления династии Шан была усовершенствована технология обработки бронзы. Пройдя несколько эволюционных этапов, литье периода Шан достигло наивысшего расцвета в XII–XI веках до н. э., когда окончательно определились его технологический цикл и способы декора изделий. Бронзовые изделия стали настоящими произведениями искусства.
Музейный экспонат относится к периоду династии Мин (1368–1644 годы). После смутного времени спокойный период династии Мин — наиболее примечательный в китайской истории: именно тогда быт в Китае был наполнен изысканными мелочами, а культура и искусство страны переживали пору расцвета. Китайские мастера, работавшие в этот период, славились умением ювелирно прорабатывать детали.
Одна из курильниц, представленных в музее, выполнена в форме мифического создания — единорога цилиня. Его тулово украшено эмалевыми вставками синего и белого цветов. Древние китайцы считали цилиня воплощением морально-этической категории жэнь («человеколюбие», «гуманность»). Единственный рог цилиня тупой, ведь это существо не может нанести вреда.
Широко распространено мнение, что в Китае бронзовое литье появилось во II тысячелетии до н. э., во время правления династии Шан (1600–1046 годы до н. э.). В последнее время благодаря более тщательной археологической работе китайские исследователи относят появление художественного литья к более раннему периоду — до начала эпохи Шан-Инь. Тем не менее принято считать, что по-настоящему Китай вступил в бронзовый век именно в эту эпоху, когда сформировалось древнейшее китайское государство. И именно во время правления династии Шан была усовершенствована технология обработки бронзы. Пройдя несколько эволюционных этапов, литье периода Шан достигло наивысшего расцвета в XII–XI веках до н. э., когда окончательно определились его технологический цикл и способы декора изделий. Бронзовые изделия стали настоящими произведениями искусства.
Музейный экспонат относится к периоду династии Мин (1368–1644 годы). После смутного времени спокойный период династии Мин — наиболее примечательный в китайской истории: именно тогда быт в Китае был наполнен изысканными мелочами, а культура и искусство страны переживали пору расцвета. Китайские мастера, работавшие в этот период, славились умением ювелирно прорабатывать детали.