В собрании Самарского областного художественного музея представлен ряд ритуальных буддийских предметов, часть которых ранее находились в коллекции востоковеда Алексея Матвеевича Позднеева. Один из них — это тибетский ритуальный колокольчик.
Долгое время Тибет был запретной страной, куда вход путешественникам, туристам и иностранцам был строго воспрещен. Закрытость от внешнего мира, трудности существования, обусловленные суровым климатом, привели к формированию особой культуры, религии, традиций. В Тибете существует много различных артефактов и ритуальных предметов, предназначенных для совершения определенных религиозных действий, выполнения практик. Пожалуй, наиболее древние предметы религиозного назначения, имеющиеся практически во всех культурах, — это амулеты. Появились они в те давние времена, когда человек только начинал осознавать себя как частицу загадочного мистического мира. А вот в буддизме и в некоторых других азиатских религиях они до сих пор остаются предметами повседневной жизни людей.
В буддизме колокольчик — это женский символ (наряду с лотосом). Его звук символизирует пустоту как природу всех явлений и аспект интуитивной мудрости. Колокольчик имеет и практическое применение — это музыкальный инструмент. Часто он используется с ваджрой — ритуальным и мифологическим оружием, которое по форме напоминает жезл, с двух концов заканчивающийся шарообразными наконечниками. Духовное, символическое значение колокольчика и ваджры для практикующего буддиста гораздо важнее любых утилитарных. Эти два предмета можно рассматривать как два основополагающих принципа в буддизме: ваджра символизирует совершенство метода, а вместе они символизируют нераздельный союз метода и мудрости. Тибетские колокольчики обычно отливаются из бронзы или из ее сплава с другими металлами (серебром, висмутом, медью). Сам колокольчик и его ручка часто изготавливаются раздельно и впоследствии соединяются. Ручка колокольчика делается в форме полуваджры и иногда покрывается золотом.
Обычно на ручке колокольчика изображено лицо. Учитель традиции Нингма, одной из школ тибетского буддизма, Дзогчен Раньяк Патрул Ринпоче даровал наставления о том, что это лицо Будды Вайрочаны — одного из пяти Будд Мудрости в буддизме.
Долгое время Тибет был запретной страной, куда вход путешественникам, туристам и иностранцам был строго воспрещен. Закрытость от внешнего мира, трудности существования, обусловленные суровым климатом, привели к формированию особой культуры, религии, традиций. В Тибете существует много различных артефактов и ритуальных предметов, предназначенных для совершения определенных религиозных действий, выполнения практик. Пожалуй, наиболее древние предметы религиозного назначения, имеющиеся практически во всех культурах, — это амулеты. Появились они в те давние времена, когда человек только начинал осознавать себя как частицу загадочного мистического мира. А вот в буддизме и в некоторых других азиатских религиях они до сих пор остаются предметами повседневной жизни людей.
В буддизме колокольчик — это женский символ (наряду с лотосом). Его звук символизирует пустоту как природу всех явлений и аспект интуитивной мудрости. Колокольчик имеет и практическое применение — это музыкальный инструмент. Часто он используется с ваджрой — ритуальным и мифологическим оружием, которое по форме напоминает жезл, с двух концов заканчивающийся шарообразными наконечниками. Духовное, символическое значение колокольчика и ваджры для практикующего буддиста гораздо важнее любых утилитарных. Эти два предмета можно рассматривать как два основополагающих принципа в буддизме: ваджра символизирует совершенство метода, а вместе они символизируют нераздельный союз метода и мудрости. Тибетские колокольчики обычно отливаются из бронзы или из ее сплава с другими металлами (серебром, висмутом, медью). Сам колокольчик и его ручка часто изготавливаются раздельно и впоследствии соединяются. Ручка колокольчика делается в форме полуваджры и иногда покрывается золотом.
Обычно на ручке колокольчика изображено лицо. Учитель традиции Нингма, одной из школ тибетского буддизма, Дзогчен Раньяк Патрул Ринпоче даровал наставления о том, что это лицо Будды Вайрочаны — одного из пяти Будд Мудрости в буддизме.