Голубоглазая кукла в народном костюме привлекает внимание необычными бусами в цвет глаз, роскошным платком поверх богато расшитой блестками и золотой тесьмой сороки. Это традиционные для Богучарского уезда детали. Еще в XIX веке каждое село уезда отличалось традициями, обрядами, песнями, мужскими и женскими костюмами, которые надевали по разным случаям. Один наряд — только в церковь, другой — к празднику, а третий — на жатву. Это касалось и зимних нарядов, а на кукле именно такой.
В основе зимнего варианта женского костюма с символическим названием «Богучарская хохлушка» так называемая «пара» — теплая шерстяная юбка, которую шили из покупной ткани и щедро декорировали золотой тесьмой, и корсетка. В комплекте была традиционная вышитая белая рубаха, передник-занавеска, ладунка — сумочка с женскими мелочами, большой расписанный розами платок. Завершали образ украшения: бусы разных форм и цветов.
Любимых платков у каждой женщины было несколько, их покупали и дарили, такой подарок всегда был к месту. Богучарские переселенки из Украины, в отличие от русских красавиц, не носили красные платки — только белые или молочного цвета, с мохрами и разнообразным цветочным рисунком, но самым популярным узором были розы. В сильные холода к зимнему наряду добавляли белую шаль.
В основе зимнего варианта женского костюма с символическим названием «Богучарская хохлушка» так называемая «пара» — теплая шерстяная юбка, которую шили из покупной ткани и щедро декорировали золотой тесьмой, и корсетка. В комплекте была традиционная вышитая белая рубаха, передник-занавеска, ладунка — сумочка с женскими мелочами, большой расписанный розами платок. Завершали образ украшения: бусы разных форм и цветов.
Традиционный обряд на свадьбе — покрытие головы невесты платком, имел под собой сакральный смысл: с того момента, как девушка становилась замужней женой, ее волосы всегда покрывал платок. Согласно древнему поверью, в женских волосах скрыта колдовская сила, поэтому с непокрытой головой женщина могла предстать только перед мужем, даже близкие родственники, жившие с ней в одном доме — свекор и свекровь, не должны были ее видеть без платка.
Понева — шерстяная юбка, была обязательным элементом женского костюма. Шили ее как из волосени — грубого домотканого полотка из длинной овечьей шерсти, так и из более тонкой покупной ткани. Обычная расцветка поневы — «черноглазки», поле цвета чернозема с красными полосками, образующими клетки. Полоски символизировали деление земли дорогами, просеками, реками.
В традиционное приданое каждой богучарской хохлушки входило не менее двенадцати комплектов из поневы и вышитой рубахи. Праздничные варианты нарядов обычно изнашивать не успевали, поэтому часто передавали по наследству. В ХХ веке в некоторых семьях богато расшитые поневы, доставшиеся по наследству, распарывали и использовали вместо настенного коврика или покрывала.
Вышитая рубаха из конопляного полотна считалась и выходной, и нательной одеждой одновременно. В конце XIX века рубаха состояла из двух частей, соединенных поперечным швом. Верхнюю часть называли «станом» или «станком», а нижнюю — «подолом», «подставой» или «подставком». Обычно для рубахи использовали домотканый холст: более грубый — для повседневной носки, потоньше — для праздничной одежды.