Женский костюм Тамбовской губернии относится к южнорусскому варианту народной одежды, к поневному типу. В его основе лежала рубаха — древнейший предмет гардероба. Их носили женщины всех возрастов, от девушек до старух. Рубахи отделывали вышивкой, тесьмой. Распространенной техникой двусторонней вышивки был крест, ставший отличительной особенностью отделки тамбовского костюма. Внимание уделяли вороту, оплечью, рукавам, подолу. Считалось, что узоры с сакральными мотивами помогут уберечь человека от дурного влияния потусторонних сил.
Девочки зачастую были одеты только в подпоясанную белую рубашку, лапти и головной убор. Это были мягкие повязки, платки, коруны с жестким очельем. В отличие от женских, они не закрывали волосы. Замужние женщины носили еще один элемент гардероба, отсутствующий в девичьем наряде, — поневу. Ее надевали на невесту перед свадьбой во время особого обряда «впрыгивания в поневу». Часто крестьянки называли ее «вечный хомут» или «бабья кабала».
В каждом селении сохранялась своя традиция шитья юбок-понев. Чаще всего использовали домотканый шерстяной или льняной материал в клетку. В Тамбовской губернии излюбленными цветами ткани были черный и индиго. Закрытая «глухая» юбка шилась из четырех кусков материи, сверху они собирались на шнурок-«вздержку». Более древний вид состоял из трех полотнищ ткани: заднего и двух боковых. Такая юбка называлась распашной.
Поневы наиболее обильно украшали сзади, потому что спереди юбку закрывал передник. По своей конструкции последние делились на несколько типов. Похожий на тунику передник с рукавами или узкими проймами, надевавшийся через голову, назывался «занавеска» или «запон». Праздничные запоны шились из парчи или шелка, богато декорировались лентами, бахромой, кружевом. Бытовали и поясные передники.
Верхней одеждой тамбовских крестьянок были нагрудники. Они напоминали короткие рубахи с длинными рукавами. Переднюю часть отделывали разноцветной материей, кружевами. Оплечья и вырез горловины выделяли полосками тканья или вышивки.
Традиционный костюм придавал образу монументальность. Под стать ему была массивная обувь: крестьянки надевали несколько пар шерстяных чулок, из-за этого требовались лапти большого размера. Традиция была продиктована представлениями о толстых ногах как признаке здоровья и женской красоты.