Так называемые репрезентативные хрустальные кубки «про государев обиход» были известны в России еще при царе Алексее Михайловиче, а в начале XVIII века стали популярны и в кругу вельмож. При Петре I такой кубок, или «большой бокал», обязательно присутствовал на столе во время пиров. Его, как правило, украшали изображением Георгия Победоносца, двуглавого орла и портретом или вензелем императора. С оборотной стороны было крупно выведено приветствие или размещены воинские трофеи.
При Анне Иоанновне кубки стали проще в художественном отношении. Зато в царствование Елизаветы Петровны настал золотой век репрезентативного кубка. Один из них представлен на выставке.
Репрезентативное гравированное стекло выступало зеркалом эпохи, одновременно летописью военных побед и одой императрице. Победы и важные государственные события находили отражение в торжественном оформлении кубков. К именинам и годовщинам восшествия Елизаветы I на престол выпускали кубки с ее профилем и вензелем.
Для изделий этого периода стало характерно сочетание барочной формы и легкого рокайльного декора. Прежняя сдержанность уступила место наполненным композициям: поверхность кубка сплошь покрыта рисунком.
Новые стилистические решения не отменяли сюжета, принятого еще при Петре I.
Ножка, составленная из ограненных «яблок», представляет собой символический пьедестал. Пузырчатое стекло с фиолетовым оттенком создает эффект искр: в толще дна — один воздушный пузырек побольше, вокруг — пять более мелких. С одной стороны кубка выполнен матовой гравировкой профильный бюст Елизаветы Петровны. Со всех сторон его окружают рокайли с изображениями Всевидящего ока (сверху) и двух женских фигур — аллегорий Славы (справа и слева). С оборотной стороны в рокайлях помещены вензеля Елизаветы. По бокам от них — воинские атрибуты, наверху — гербовой орел и корона.
В экспозиции Музея стекла и хрусталя находятся два елизаветинских кубка середины XVIII века.
Впрочем, на их счет существует запись в историческом очерке «150 лет Никольско-Бахметевскаго хрустальнаго завода князя А.Д. Оболенскаго» 1914 года со слов Никанора Ивановича Протасова, ведущего специалиста по изучению стеклоделия последней трети XVIII — первой трети XX века. По его утверждению, эти кубки могут быть позднейшими повторами, выполненными на Никольско-Бахметевском заводе по столичным образцам.
При Анне Иоанновне кубки стали проще в художественном отношении. Зато в царствование Елизаветы Петровны настал золотой век репрезентативного кубка. Один из них представлен на выставке.
Репрезентативное гравированное стекло выступало зеркалом эпохи, одновременно летописью военных побед и одой императрице. Победы и важные государственные события находили отражение в торжественном оформлении кубков. К именинам и годовщинам восшествия Елизаветы I на престол выпускали кубки с ее профилем и вензелем.
Для изделий этого периода стало характерно сочетание барочной формы и легкого рокайльного декора. Прежняя сдержанность уступила место наполненным композициям: поверхность кубка сплошь покрыта рисунком.
Новые стилистические решения не отменяли сюжета, принятого еще при Петре I.
Ножка, составленная из ограненных «яблок», представляет собой символический пьедестал. Пузырчатое стекло с фиолетовым оттенком создает эффект искр: в толще дна — один воздушный пузырек побольше, вокруг — пять более мелких. С одной стороны кубка выполнен матовой гравировкой профильный бюст Елизаветы Петровны. Со всех сторон его окружают рокайли с изображениями Всевидящего ока (сверху) и двух женских фигур — аллегорий Славы (справа и слева). С оборотной стороны в рокайлях помещены вензеля Елизаветы. По бокам от них — воинские атрибуты, наверху — гербовой орел и корона.
В экспозиции Музея стекла и хрусталя находятся два елизаветинских кубка середины XVIII века.
Впрочем, на их счет существует запись в историческом очерке «150 лет Никольско-Бахметевскаго хрустальнаго завода князя А.Д. Оболенскаго» 1914 года со слов Никанора Ивановича Протасова, ведущего специалиста по изучению стеклоделия последней трети XVIII — первой трети XX века. По его утверждению, эти кубки могут быть позднейшими повторами, выполненными на Никольско-Бахметевском заводе по столичным образцам.