Коллекция Музея стекла и хрусталя насчитывает в три раза больше экспонатов, чем представлено в экспозиции. Оригинальные авторские изделия XX века, предметы, принесенные в дар музею, и собрание западноевропейских образцов художественного стекла и фарфора представлены лишь частично. Единственный полностью открытый пласт экспозиции — это произведения, созданные на Никольско-Бахметевском заводе в XVIII–ХIХ веках.
Среди них встречаются и изделия довольно нераспространенного стиля. К ним относится, в частности, набор из кувшина и двух рюмок. Необычно выглядит грушевидная форма кувшина, высоко изогнутая ручка, невысокое узкое горло с многогранной навитью в основании. Край горла фигурный, носик заметно оттянут.
Кувшин обработан «чешуйками» и плоскими неширокими гранями, декорирован золотом и матовой гравировкой. Одинаковый рисунок повторяется на тулове кувшина и на пойлах обеих рюмок: это «раковины» из декоративных завитков с «язычками», золотой орнамент, разбросанные цветочные кустики и веточки.
Подобные признаки, свойственные восточному стилю, появились в ассортименте Никольско-Бахметевского завода после 1832 года. Именно тогда владельцы разных стекольных российских фабрик получили от Департамента мануфактур приглашение участвовать в торговле с восточными регионами. Этот рынок тогда уже был вполне освоен Францией, Германией и Богемией. К приглашению прилагались описания и изображения стеклянных изделий германского производства.
Образцовый прейскурант предлагал и ассортимент востребованных товаров. К ним относились в первую очередь кальяны гладкие и с позолотою, с резьбою и позолотою, далее — кувшины гладкие и с позолотою, кружки разные, «стеклянки» для бань и гаремов под духи и благовонные воды, вазы для цветов, чашки с крышками, полоскательные чашки и прочее.
Восточным рынком было особенно востребовано бесцветное стекло, молочное с позолотой и росписью красками, гладкое и с огранкой. Из цветовой гаммы выделялось светло-зеленое, светло- и темно-синее стекло.
Николай Алексеевич Бахметев, наследник и второй владелец завода, принял приглашение и запустил производство изделий в восточном вкусе. Вплоть до революции 1917 года Бахметевский завод поставлял предметы на персидский рынок.
В коллекции музея хранятся разнообразные изделия этого периода: это и простые гладкие кальяны, и вычурные вазы-кубки со сложной огранкой и обильной росписью.
Среди них встречаются и изделия довольно нераспространенного стиля. К ним относится, в частности, набор из кувшина и двух рюмок. Необычно выглядит грушевидная форма кувшина, высоко изогнутая ручка, невысокое узкое горло с многогранной навитью в основании. Край горла фигурный, носик заметно оттянут.
Кувшин обработан «чешуйками» и плоскими неширокими гранями, декорирован золотом и матовой гравировкой. Одинаковый рисунок повторяется на тулове кувшина и на пойлах обеих рюмок: это «раковины» из декоративных завитков с «язычками», золотой орнамент, разбросанные цветочные кустики и веточки.
Подобные признаки, свойственные восточному стилю, появились в ассортименте Никольско-Бахметевского завода после 1832 года. Именно тогда владельцы разных стекольных российских фабрик получили от Департамента мануфактур приглашение участвовать в торговле с восточными регионами. Этот рынок тогда уже был вполне освоен Францией, Германией и Богемией. К приглашению прилагались описания и изображения стеклянных изделий германского производства.
Образцовый прейскурант предлагал и ассортимент востребованных товаров. К ним относились в первую очередь кальяны гладкие и с позолотою, с резьбою и позолотою, далее — кувшины гладкие и с позолотою, кружки разные, «стеклянки» для бань и гаремов под духи и благовонные воды, вазы для цветов, чашки с крышками, полоскательные чашки и прочее.
Восточным рынком было особенно востребовано бесцветное стекло, молочное с позолотой и росписью красками, гладкое и с огранкой. Из цветовой гаммы выделялось светло-зеленое, светло- и темно-синее стекло.
Николай Алексеевич Бахметев, наследник и второй владелец завода, принял приглашение и запустил производство изделий в восточном вкусе. Вплоть до революции 1917 года Бахметевский завод поставлял предметы на персидский рынок.
В коллекции музея хранятся разнообразные изделия этого периода: это и простые гладкие кальяны, и вычурные вазы-кубки со сложной огранкой и обильной росписью.