Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Подводные сокровища Судака»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Кубок сероглиняный

Время создания
XIII век
Место создания
Византийская империя, город Константинополь
Размер
8,6x10,8x6,5 см
Техника
глина; обжиг, гончарный круг, полива коричневая
1
Открыть в приложении
#6

С 2000 года между мысом Меганом и мысом Ай-Фока ведутся планомерные разведки на шельфе Судакской бухты; исследованы часть Кутлакской бухты (Веселое) и шельф с западной стороны мыса Меганом. В 2015 году сотрудники совместной подводно-археологической экспедиции ГБУК РК «Музей-заповедник «Судакская крепость» и Института востоковедения РАН подняли со дна Новосветской бухты ряд предметов, в том числе представленный кубок.

Мастерские, специализировавшиеся на поливной керамике, появились во многих византийских центрах, которые курировали итальянские купцы, в XIII веке. Производство захватило Средиземноморско-Причерноморский регион, а в XIV–XV веках начало активно развиваться на Крымском полуострове.

Это монохромное изделие покрыто слоем светло-коричневой поливы и украшено по внешней стороне орнаментом сграффито в виде прямых и волнообразных концентрических окружностей.

Техника «процарапывания» зародилась в Древнем Египте более 4000 лет назад, оттуда ее заимствовали греки и римляне. Однако официальной родиной сграффито, как и самого этого термина, была признана Италия XIV–XVI веков. Процесс создания рисунка или орнамента в старинной технике знаком и современным мастерам.

Чтобы декорировать таким образом керамическое изделие, сформованную заготовку просушивают и покрывают слоем ангоба, выбирая контрастный к цвету глины оттенок. Хотя допускается работа и по сырому, и по полностью высохшему ангобу, оптимальным считается его кожетвердое состояние, наступающее после кратковременной просушки, так называемой подвялки. На ставшую матовой поверхность наносят рисунок и процарапывают его острым предметом, доходя до поверхности самого сосуда и формируя изображение в поливном слое. Когда рисунок готов, сосуд обжигают, покрывают глазурью и, по мере необходимости, вторично подвергают обжигу.

Кубки входили в самую многочисленную группу керамики — столовую посуду. Ареал распространения подобных изделий был очень широк. Они известны по раскопкам на всей территории Турции и, в частности, Малой Азии (Гюльпинар, Изник); вдоль побережья Черного моря — от Приазовья (Азов/Азак) и Тамани до Румынии и Болгарии; в устье Днестра и на Крымском полуострове; в Греции и Италии; в Сербии, Хорватии, Македонии и других странах бывшей Югославии.
#10
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Кубок сероглиняный

Время создания
XIII век
Место создания
Византийская империя, город Константинополь
Размер
8,6x10,8x6,5 см
Техника
глина; обжиг, гончарный круг, полива коричневая
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%