Крышку от сосуда нашли в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Это погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
Верх крышки украшает ручка. Она выполнена в виде литой серебряной фигурки орла со сложенными крыльями. Его оперение и когти нанесены с помощью гравировки, на фигурке сохранились следы золочения. На месте глаз у птицы расположены впадины, скорее всего, в них раньше были вставлены драгоценные камни. На скате крышки можно рассмотреть рисунок, который создан в техниках гравировки и плакирован золотом. При плакировании золотом драгоценный металл тонким слоем наносили на основу, как правило, другие металлы.
На рисунке изображены две рыбы и два драконоподобных существа с зубастыми пастями, а еще — полоса меандра. Это геометрический греческий орнамент — его образует ломаная под прямым углом линия или спиральные завитки. Меандр известен со времен неолита (новокаменного века). По поводу его названия большинство исследователей сходятся в том, что оно произошло от реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Эгейском регионе Малой Азии, на юго-западе Турции. Река имеет очень извилистое русло, и впервые ее упоминал Гомер в «Илиаде». В Древней Греции меандр символизировал вечность, которая достигается тем, что молодое существо сменяет стареющее. И стареющее таким образом становится бессмертным.
Образ хищной птицы занимал важное место в евразийском искусстве. Везде, где был распространен звериный стиль и в декоре использовались образы животных, было популярно и изображение хищной птицы. В иранском эпосе она олицетворяла мир богов.
В осетинском эпосе дочь бога моря Дзерасса также появляется у яблони (мирового дерева) в образе некой птицы, хищный характер которой проявляется в такой ее особенности, как «железноклювость».
В 2005 году крышка от сосуда вместе с другими ценными экспонатами Астраханского музея-заповедника экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в г Риме.
Верх крышки украшает ручка. Она выполнена в виде литой серебряной фигурки орла со сложенными крыльями. Его оперение и когти нанесены с помощью гравировки, на фигурке сохранились следы золочения. На месте глаз у птицы расположены впадины, скорее всего, в них раньше были вставлены драгоценные камни. На скате крышки можно рассмотреть рисунок, который создан в техниках гравировки и плакирован золотом. При плакировании золотом драгоценный металл тонким слоем наносили на основу, как правило, другие металлы.
На рисунке изображены две рыбы и два драконоподобных существа с зубастыми пастями, а еще — полоса меандра. Это геометрический греческий орнамент — его образует ломаная под прямым углом линия или спиральные завитки. Меандр известен со времен неолита (новокаменного века). По поводу его названия большинство исследователей сходятся в том, что оно произошло от реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Эгейском регионе Малой Азии, на юго-западе Турции. Река имеет очень извилистое русло, и впервые ее упоминал Гомер в «Илиаде». В Древней Греции меандр символизировал вечность, которая достигается тем, что молодое существо сменяет стареющее. И стареющее таким образом становится бессмертным.
Образ хищной птицы занимал важное место в евразийском искусстве. Везде, где был распространен звериный стиль и в декоре использовались образы животных, было популярно и изображение хищной птицы. В иранском эпосе она олицетворяла мир богов.
В осетинском эпосе дочь бога моря Дзерасса также появляется у яблони (мирового дерева) в образе некой птицы, хищный характер которой проявляется в такой ее особенности, как «железноклювость».
В 2005 году крышка от сосуда вместе с другими ценными экспонатами Астраханского музея-заповедника экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в г Риме.