Гюльабдан — образец средневековой парадной посуды. Сосуд из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли во время раскопок на территории Селитренного городища Харабалинского района Астраханской области в 1976 году.
Гюльабдан переводится с персидского языка как «сосуд для розовой воды» (Гюль — роза, цветок; аб — вода, дан — сосуд). В такую вазу наливали воду с лепестками роз, для того чтобы после окончания трапезы гости смачивали в ней пальцы. Такие сосуды использовала знать Золотой Орды, они считались признаком роскоши и высокого положения хозяина.
Гюльабдан изысканно украшен. Внутри он голубого цвета, центр декорирован медальоном с восьмиконечной звездой и лепестками. А выше — луковичными медальонами, между которыми располагаются трилистники.
Снаружи сосуд темно-синий. Снизу он украшен белыми розетками, затем пояском из синих трилистников с золотой каймой, а наверху — фризом с персидским текстом. Вязь покрыта золотом и гласит: «… Они говорят: в мире жизнь началась из воды…».
Исследователи изучают золотоордынскую поливную керамику и приходят к выводу, что на традиции оказало влияние керамическое ремесло разных средневековых государств Средней Азии, Закавказья и Крыма. При этом изделия золотоордынских мастеров отличались особым орнаментом: художники изображали на изделиях самые разные элементы и сочетали их на разных сосудах почти неповторимо.
Одним из самых распространенных видов поливной керамики были кашинные чаши. Кашин — перемолотый кварцевый песок с добавками белой глины, извести и других примесей, сплавленный при температуре 1000 — 1200°С. Его украшали черной росписью под бирюзовой глазурью. Технология изготовления кашинной керамики пришла в Золотую Орду через Среднюю Азию из Ирана и Сирии в XIV веке.
Орнаменты на кашинной керамике строго регламентировались. Художники использовали древние сюжеты с символами народов, которые входили в состав Золотой Орды. Это были растительные узоры: лотос, цветочная розетка, трилистник, виноградная лоза, пальметты — орнаменты в виде листа пальмы. Также популярны были геометрические фигуры — шестиконечная звезда, сетка, квадраты, круги, полосы, изображения животных. Особенно часто на керамических изделиях рисовали барса, леопарда, зайца, журавля, орла, утку. А еще, как в нашем случае, для украшения посуды использовали эпиграфические узоры — надписи на арабском языке. Часто рисунки дополняли абстракциями, включающие в себя элементы «павлиний глаз», точки, запятые, S-образные фигуры и прочее.
Гюльабдан переводится с персидского языка как «сосуд для розовой воды» (Гюль — роза, цветок; аб — вода, дан — сосуд). В такую вазу наливали воду с лепестками роз, для того чтобы после окончания трапезы гости смачивали в ней пальцы. Такие сосуды использовала знать Золотой Орды, они считались признаком роскоши и высокого положения хозяина.
Гюльабдан изысканно украшен. Внутри он голубого цвета, центр декорирован медальоном с восьмиконечной звездой и лепестками. А выше — луковичными медальонами, между которыми располагаются трилистники.
Снаружи сосуд темно-синий. Снизу он украшен белыми розетками, затем пояском из синих трилистников с золотой каймой, а наверху — фризом с персидским текстом. Вязь покрыта золотом и гласит: «… Они говорят: в мире жизнь началась из воды…».
Исследователи изучают золотоордынскую поливную керамику и приходят к выводу, что на традиции оказало влияние керамическое ремесло разных средневековых государств Средней Азии, Закавказья и Крыма. При этом изделия золотоордынских мастеров отличались особым орнаментом: художники изображали на изделиях самые разные элементы и сочетали их на разных сосудах почти неповторимо.
Одним из самых распространенных видов поливной керамики были кашинные чаши. Кашин — перемолотый кварцевый песок с добавками белой глины, извести и других примесей, сплавленный при температуре 1000 — 1200°С. Его украшали черной росписью под бирюзовой глазурью. Технология изготовления кашинной керамики пришла в Золотую Орду через Среднюю Азию из Ирана и Сирии в XIV веке.
Орнаменты на кашинной керамике строго регламентировались. Художники использовали древние сюжеты с символами народов, которые входили в состав Золотой Орды. Это были растительные узоры: лотос, цветочная розетка, трилистник, виноградная лоза, пальметты — орнаменты в виде листа пальмы. Также популярны были геометрические фигуры — шестиконечная звезда, сетка, квадраты, круги, полосы, изображения животных. Особенно часто на керамических изделиях рисовали барса, леопарда, зайца, журавля, орла, утку. А еще, как в нашем случае, для украшения посуды использовали эпиграфические узоры — надписи на арабском языке. Часто рисунки дополняли абстракциями, включающие в себя элементы «павлиний глаз», точки, запятые, S-образные фигуры и прочее.