Жанровую картину «Крестьянская сходка» из коллекции Вольского музея художник Фирс Журавлев написал в 1873 году. Она посвящена столкновению крестьянской бедноты и зажиточного деревенского старосты.
Персонажи полотна участвуют в сельском сходе. Так называли самоуправление русских крестьян во второй половине XIX — начале XX веков. Сходы созывали по мере необходимости. На них решали насущные проблемы: выбирали старосту, делили землю, решали вопросы о ее покупке или продаже, распределяли земские и государственные сборы. Время от времени решали семейные споры и даже исключали провинившихся из общины.
На полотне художник противопоставил две мощные фигуры хорошо одетых мужчин и четкую темную тень, падающую от них, слабой обороне притихших крестьян. Староста и его помощник убеждают собравшихся, мужики хмурятся и молчат, а в центре сцены стоит босой крестьянин и разводит руками. По позам и мимике участников собрания эксперты музея предположили, что Журавлев изобразили встречу, на которой обсуждают повышение поборов, требования которых крестьяне и так с трудом выполняют.
Фирс Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в мещанской семье. Его отец был портным и хотел, чтобы сын продолжил дело. Поэтому до 19 лет Журавлев занимался портновским ремеслом, но в 1855 году отправился в Петербург поступать в Императорскую Академию художеств.
Изначально юноша посещал академию как вольноприходящий, а затем стал постоянным учеником класса исторической живописи. В 1858 году Журавлев получил первую малую серебряную медаль, а в 1862 году за картину «Кредитор описывает имущество вдовы» был награжден малой золотой медалью Академии. За время учебы он подружился с художником Иваном Крамским.
В 1863 году вместе с Крамским и еще 12 художниками Журавлев отказался бороться за Большую золотую медаль и подал прошение о выходе из Академию. Это событие получило название «Бунт четырнадцати»: лучшие художники Академии не стали участвовать в конкурсе, когда руководство отказало им в просьбе писать работу на свободную тему и тем самым уравнять в шансах исторических и жанровых живописцев.
Покинувшим Академию художникам пришлось освободить мастерские, из-за чего некоторые лишились жилья. Тогда «бунтари» организовали Санкт-Петербургскую артель художников — независимую организацию живописцев, целями которой были взаимопомощь и поиск заработка. В 1870–1871 годах Артель из-за разногласий постепенно пришла в упадок, многие участники присоединились к Товариществу передвижных художественных выставок. В 1888–1889 годах Журавлев экспонировал свои работы на передвижных выставках, но в товарищество так не вступил.
Персонажи полотна участвуют в сельском сходе. Так называли самоуправление русских крестьян во второй половине XIX — начале XX веков. Сходы созывали по мере необходимости. На них решали насущные проблемы: выбирали старосту, делили землю, решали вопросы о ее покупке или продаже, распределяли земские и государственные сборы. Время от времени решали семейные споры и даже исключали провинившихся из общины.
На полотне художник противопоставил две мощные фигуры хорошо одетых мужчин и четкую темную тень, падающую от них, слабой обороне притихших крестьян. Староста и его помощник убеждают собравшихся, мужики хмурятся и молчат, а в центре сцены стоит босой крестьянин и разводит руками. По позам и мимике участников собрания эксперты музея предположили, что Журавлев изобразили встречу, на которой обсуждают повышение поборов, требования которых крестьяне и так с трудом выполняют.
Фирс Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в мещанской семье. Его отец был портным и хотел, чтобы сын продолжил дело. Поэтому до 19 лет Журавлев занимался портновским ремеслом, но в 1855 году отправился в Петербург поступать в Императорскую Академию художеств.
Изначально юноша посещал академию как вольноприходящий, а затем стал постоянным учеником класса исторической живописи. В 1858 году Журавлев получил первую малую серебряную медаль, а в 1862 году за картину «Кредитор описывает имущество вдовы» был награжден малой золотой медалью Академии. За время учебы он подружился с художником Иваном Крамским.
В 1863 году вместе с Крамским и еще 12 художниками Журавлев отказался бороться за Большую золотую медаль и подал прошение о выходе из Академию. Это событие получило название «Бунт четырнадцати»: лучшие художники Академии не стали участвовать в конкурсе, когда руководство отказало им в просьбе писать работу на свободную тему и тем самым уравнять в шансах исторических и жанровых живописцев.
Покинувшим Академию художникам пришлось освободить мастерские, из-за чего некоторые лишились жилья. Тогда «бунтари» организовали Санкт-Петербургскую артель художников — независимую организацию живописцев, целями которой были взаимопомощь и поиск заработка. В 1870–1871 годах Артель из-за разногласий постепенно пришла в упадок, многие участники присоединились к Товариществу передвижных художественных выставок. В 1888–1889 годах Журавлев экспонировал свои работы на передвижных выставках, но в товарищество так не вступил.
Фирс Журавлев занимался в основном жанровой живописью. Были популярны его картины на тему быта, например «Возвращение с бала» и «Купеческие поминки», а также картины в редком для русского искусства того времени жанре ню — «Девичник в бане» и «Нагая женщина».