Наперсным крестом «В память войны 1853–1856 годов» награждали православное российское духовенство, от митрополитов до священников. Как и одноименную медаль, 26 августа 1856 года его учредил император Александр II.
Военное и морское духовенство в Российской империи было отдельным сословием. Традиция назначать священников в полки появилась еще в 1645 году — с началом царствования Алексея Михайловича Романова. При Петре I численность военных священников увеличилась, а в 1800 году царский указ окончательно отделил военное духовенство от епархиального. В результате при армии создали ведомство военного духовенства. Им управлял обер-священник армии и флота, которого для большего авторитета назначали членом Святейшего Синода. Высшему военному духовенству помогали корпусные и полевые обер-священники.
В 1853 году, накануне Крымской войны, в ведомстве военного и морского духовенства было уже 878 человек: 10 протоиереев, 541 священник, 63 дьякона и 264 псаломщика. К концу 1855 года их количество увеличилось еще на 100 человек. Во главе ведомства в это время находился обер-священник армии и флота Василий Кутневич.
В годы Крымской войны, кроме традиционных богослужений, полковые священники и флотские иеромонахи занимались патриотическим воспитанием нижних чинов. Также они утешали раненых, отпевали умерших, а часто и вставали с крестом в руке впереди полка, чтобы вдохновить солдат и повести их в атаку.
За мужество и самоотверженность многих священников — и участников боев, и работников тыла, — награждали крестами, один из которых хранится в коллекции музея. После их смерти крест по наследству переходил к потомкам. Они не могли его носить, но обязаны были хранить в память о военных событиях.
Рисунок креста император утвердил 21 июня 1856 года. Четыре фигурных конца слегка расширялись к краям. В центре лицевой стороны изображали соединенные вензеля императоров Николая I и Александра II под императорской короной. Над ними располагали сияющее «всевидящее око» — глаз, вписанный в треугольник. Он символизировал Бога, который знает обо всех человеческих деяниях. Внизу полукругом отчеканивали даты «1853–1854–1855–1856». На оборотную сторону креста помещали надпись из ветхозаветного Псалтыря: «На тя Господи уповахомъ, да не постыдимся во веки». Вокруг нее также изображали сияющие лучи.
Военное и морское духовенство в Российской империи было отдельным сословием. Традиция назначать священников в полки появилась еще в 1645 году — с началом царствования Алексея Михайловича Романова. При Петре I численность военных священников увеличилась, а в 1800 году царский указ окончательно отделил военное духовенство от епархиального. В результате при армии создали ведомство военного духовенства. Им управлял обер-священник армии и флота, которого для большего авторитета назначали членом Святейшего Синода. Высшему военному духовенству помогали корпусные и полевые обер-священники.
В 1853 году, накануне Крымской войны, в ведомстве военного и морского духовенства было уже 878 человек: 10 протоиереев, 541 священник, 63 дьякона и 264 псаломщика. К концу 1855 года их количество увеличилось еще на 100 человек. Во главе ведомства в это время находился обер-священник армии и флота Василий Кутневич.
В годы Крымской войны, кроме традиционных богослужений, полковые священники и флотские иеромонахи занимались патриотическим воспитанием нижних чинов. Также они утешали раненых, отпевали умерших, а часто и вставали с крестом в руке впереди полка, чтобы вдохновить солдат и повести их в атаку.
За мужество и самоотверженность многих священников — и участников боев, и работников тыла, — награждали крестами, один из которых хранится в коллекции музея. После их смерти крест по наследству переходил к потомкам. Они не могли его носить, но обязаны были хранить в память о военных событиях.
Рисунок креста император утвердил 21 июня 1856 года. Четыре фигурных конца слегка расширялись к краям. В центре лицевой стороны изображали соединенные вензеля императоров Николая I и Александра II под императорской короной. Над ними располагали сияющее «всевидящее око» — глаз, вписанный в треугольник. Он символизировал Бога, который знает обо всех человеческих деяниях. Внизу полукругом отчеканивали даты «1853–1854–1855–1856». На оборотную сторону креста помещали надпись из ветхозаветного Псалтыря: «На тя Господи уповахомъ, да не постыдимся во веки». Вокруг нее также изображали сияющие лучи.