Четыре рисовальные кисти советского живописца и графика Павла Соколова-Скаля в музей передала его жена Анастасия Соколова-Скаля в 1962 году. В экспозиции они представлены вместе с палитрой.
Большая плоская кисть составляет в длину 60 сантиметров. Ее черная щетина соединена с деревянной ручкой с помощью железной пластинки. Средняя кисть и две другие меньшего размера — круглые.
Павел Соколов-Скаля родился 3 июля 1899 года, в поселке Стрельна Ленинградской области. В наши дни он располагается на южном берегу Финского залива в Санкт-Петербурге. В 1914–1918 годах Соколов-Скаля обучался рисованию в московской студии одного из основателей художественного объединения «Бубновый валет» — Ильи Машкова.
Во время Гражданской войны художник жил у дяди в Хвалынске (городе в Саратовской области), а в 1920 году вернулся в Москву. Тогда же он стал одним из соучредителей и председателем творческого объединения художников «Бытие», а с 1920 по 1922 год — учился в Государственных высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСе).
В 1926 году Соколов-Скаля стал членом АХХР — Ассоциации художников Революционной России. В конце 1920–1930-х годах художник участвовал в крупном советском проекте художественной пропаганды. В этот период он создал целую серию известных агитационных плакатов: в 1928 году написал «Да здравствует 1 Мая», в 1929-м — «Стой. Последнее предупреждение», в 1939 году появился «Поезд идет от ст. Социализм до ст. Коммунизм».
В 1933–1941 годах Соколов-Скаля преподавал в Студии военных художников имени Митрофана Грекова. А во время Великой Отечественной войны стал художественным руководителем «Окон ТАСС» и создал более 300 плакатов. В послевоенные годы художник вновь вернулся к преподаванию — в Московском художественном институте имени Василия Сурикова.
Соколов-Скаля был не только плакатистом, но и иллюстратором, театральным художником, мастером панорам и диорам. В 1937 году художник работал над панорамой «Штурм Перекопа». К ней он написал одну из четырех диорам «Первая Конная армия в тылу у Врангеля».
В 1953–1954 годах, после смерти народного художника РСФСР Василия Яковлева, Соколов-Скаля руководил работой по воссозданию панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя 1854–1855 годов». Она пострадала от бомбардировки в Великую Отечественную войну. Соколов-Скаля создал несколько живописных эпизодов: «Приезд Н. И. Пирогова на перевязочный пункт», «Возвращение матросов Петра Кошки и Федора Заики на бастион» и другие. В 1954 году, к 100-летию первой героической обороны города, панорама снова была открыта.
Большая плоская кисть составляет в длину 60 сантиметров. Ее черная щетина соединена с деревянной ручкой с помощью железной пластинки. Средняя кисть и две другие меньшего размера — круглые.
Павел Соколов-Скаля родился 3 июля 1899 года, в поселке Стрельна Ленинградской области. В наши дни он располагается на южном берегу Финского залива в Санкт-Петербурге. В 1914–1918 годах Соколов-Скаля обучался рисованию в московской студии одного из основателей художественного объединения «Бубновый валет» — Ильи Машкова.
Во время Гражданской войны художник жил у дяди в Хвалынске (городе в Саратовской области), а в 1920 году вернулся в Москву. Тогда же он стал одним из соучредителей и председателем творческого объединения художников «Бытие», а с 1920 по 1922 год — учился в Государственных высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСе).
В 1926 году Соколов-Скаля стал членом АХХР — Ассоциации художников Революционной России. В конце 1920–1930-х годах художник участвовал в крупном советском проекте художественной пропаганды. В этот период он создал целую серию известных агитационных плакатов: в 1928 году написал «Да здравствует 1 Мая», в 1929-м — «Стой. Последнее предупреждение», в 1939 году появился «Поезд идет от ст. Социализм до ст. Коммунизм».
В 1933–1941 годах Соколов-Скаля преподавал в Студии военных художников имени Митрофана Грекова. А во время Великой Отечественной войны стал художественным руководителем «Окон ТАСС» и создал более 300 плакатов. В послевоенные годы художник вновь вернулся к преподаванию — в Московском художественном институте имени Василия Сурикова.
Соколов-Скаля был не только плакатистом, но и иллюстратором, театральным художником, мастером панорам и диорам. В 1937 году художник работал над панорамой «Штурм Перекопа». К ней он написал одну из четырех диорам «Первая Конная армия в тылу у Врангеля».
В 1953–1954 годах, после смерти народного художника РСФСР Василия Яковлева, Соколов-Скаля руководил работой по воссозданию панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя 1854–1855 годов». Она пострадала от бомбардировки в Великую Отечественную войну. Соколов-Скаля создал несколько живописных эпизодов: «Приезд Н. И. Пирогова на перевязочный пункт», «Возвращение матросов Петра Кошки и Федора Заики на бастион» и другие. В 1954 году, к 100-летию первой героической обороны города, панорама снова была открыта.