Представленный экспонат происходит из девического Успенского монастыря, хотя стиль этого предмета мебели трудно назвать келейным. Возможно, кресло в шведском густавианском стиле принадлежало состоятельной женщине, которая, удалившись в обитель, обставила келью личным мирским имуществом.
В искусствоведении понятие густавианского стиля означает не столько принадлежность к тому или иному общеевропейскому стилю, сколько определенный период шведского искусства в XVIII — начале XIX века. По сути, он представлял собой плавный переход от рококо и частично барокко к неоклассицизму и ампиру.
Время правления короля Густава III (1771–1792) и, в несколько меньшей степени, Густава IV Адольфа (1792–1809) считается периодом расцвета шведского искусства. В эти годы были учреждены Академия музыки и Шведская академия словесности, покровительствовавшая писателям; в Стокгольме открыты оперный и драматический театры. Личная коллекция Густава III составила около 300 полотен только Рембрандта и его школы и более 14,5 тысяч книжных томов, переданных им перед смертью национальной библиотеке.
Условно густавианский стиль делится на ранний, тяготевший к французскому рококо, и поздний, так называемый домашний ампир.
Эстетика первого этапа сложилась еще до вступления Густава III на престол. Путешествуя по Европе, будущий монарх некоторое время гостил при дворе Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Вернувшись на родину, он ввел в моду благородный и дорогой «версальский стиль», освобожденный от излишней пышности.
Зарождение второго периода связано с поездкой короля во Францию и Италию уже в 1783–1784 годах, в период господства на континенте неоклассических тенденций.
Сочетание позолоты с пастельными тонами, античные мотивы, скругленные или квадратные спинки и прямые сужающиеся ножки мебели, сдержанный узор ковра или паркет в духе маркетри, обои «под мрамор» или в лаконичную полоску создавали ощущение легкости и простора. Даже в сдержанном и демократичном интерьере детали напоминали о «королевском стиле»: мебель изготавливали из ценных пород дерева (эбенового, красного), для обивки использовали шелк светлых оттенков.
Помимо мотивов, заимствованных из Франции, в густавианском стиле заметно влияние Англии и Голландии: например, большую роль в интерьере играли изразцовые печи.
Подобные образцы мебели имеются в собрании Государственного исторического музея в Москве.