Икону «Богоявление Господа Иисуса Христа» традиционно размещают во втором праздничном ряду иконостаса среди других икон двунадесятых праздников — двенадцати важных событий Евангельской истории. Богоявление или Крещение в православии отмечают по новому стилю 19 января. Эта дата завершает святки — двенадцать праздничных дней от Рождества Христова до Крещенского сочельника.
Крещение — одно из семи церковных таинств. Оно символизирует перерождение человека: согласно учению церкви, при обряде он умирает для жизни плотской и возрождается для духовной. После праздника у православных верующих следует Великая четыредесятница или Великий пост. Согласно Евангелиям, Иисус после крещения удалился в пустыню, где молился и соблюдал пост сорок дней.
Икона рассказывает о том, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в водах Иордана. Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн свидетельствовали, что в тот момент небеса разверзлись и на Иисуса сошёл Дух Святой в виде голубя. Голос Бога Отца с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Так Пресвятая Троица явила себя миру. Поэтому праздник Крещения имеет второе название — Богоявление.
Иисус Христос изображён полностью погружённым в воды реки, Иоанн Креститель возложил руку ему на голову. Берега Иордана напоминают ущелье или гроб — это отсылка к тому, что обряд крещения олицетворяет смерть для последующего возрождения и вечной жизни. Сверху на Христа ниспадают лучи света, в которых изображен голубь — символ Святого Духа.
У ног Христа снуют маленькие рыбки. Изображение рыбы было одним из символов Бога: на древнегреческий слово переводится как «ихтис», а это первые буквы фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». В римских катакомбах, где собирались христиане, были обнаружены рисунки рыб, созданные во II веке нашей эры.
Сюжет Крещения, как и другие события Евангельской истории, изображали в соответствии со строгим каноном. Но в рамках канонического образа существовали допустимые варианты иконографии — их называли изводами. В изводе иконы из собрания Приморской картинной галереи художник написал Иисуса нагим, повернувшимся к Иоанну Предтече. А ангелы располагаются друг над другом в похожих позах. Эти особенности позволяют отнести икону к новгородской школе иконописи середины XVI века. Об этом также говорит строгий чеканный рисунок, крупные формы и яркие насыщенные цвета.