Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Коллекция Приморской картинной галереи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Казанская

Время создания
XVII век
Размер
30,7x27 см
Техника
дерево, левкас, темпера
2
Открыть в приложении
#12
«Богоматерь Казанская» принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия» — с греческого это слово переводится как «путеводительница». По преданию, первую «Одигитрию» написал евангелист Лука ещё при жизни Богоматери. В отличие от икон типа «Елеуса» или «Умиление», которые показывают любовь между Матерью и Младенцем, льнущим к её щеке, здесь в смысловом центре композиции — сам Сын Божий. Его принято изображать обращённым к зрителю с правой рукой, которая поднята в благословляющем жесте. Богоматерь обычно указывает на Христа как на путь ко спасению. Однако в случае с Казанской иконой зритель этого не видит: Дева Мария изображена здесь лишь по плечи. Еще одна особенность Казанского образа в том, что Христа пишут стоящим, а его левая рука скрыта одеждами.

В конце XVI века митрополит Гермоген составил «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы». Согласно ей, образ обрела в Казани в 1579 году на одном из пепелищ девятилетняя дочь стрельца — Матрёна. Вскоре на этом месте был устроен Казанский девичий монастырь, где и хранилась икона. В Смутное время список (копию) с чудотворного образа привезли в Москву, чтобы помочь Дмитрию Пожарскому в сражении с поляками.

Мастер, который писал икону из собрания Приморской картинной галереи, скорее всего, принадлежал к московской школе иконописи 1670-80-х годов. Он расцветил образ лаками, украсил кайму одежд имитацией золотого кружева и вышивки с драгоценными каменьями. Художник тщательно выписал глаза Богородицы и Иисуса с полупрозрачными золотисто-карими радужками. Эти художественные приёмы и тёмная, тёплая охристая палитра говорят о том, что иконописец мог быть мастером Оружейной палаты. Возможно, он принадлежал к кругу учеников Симона Ушакова, который разработал особую манеру письма — «живоподобие», стремление к достоверному и реалистичному изображению ликов и предметов материального мира. В первую очередь новые приёмы усвоили мастера Оружейной палаты, которые работали с Ушаковым. К концу XVII века «живоподобие» стало использоваться повсеместно.
#13
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Казанская

Время создания
XVII век
Размер
30,7x27 см
Техника
дерево, левкас, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%