Слово «икона» происходит от древнегреческого «эйкон», что значит «изображение». Это образ Бога или святых, воспроизведённый по канонам — правилам и приёмам, которые утвердила Церковью. Из Византии иконопись пришла на Русь с уже сложившейся богословской основой, иконографическими схемами и техникой. В период с X по XVII век возникали свои школы иконописи: русские мастера осваивали богатое византийское наследие и искали новые художественные приёмы. Икона «Троица Ветхозаветная» XVI века — одна из самых ранних в собрании галереи. В храме её традиционно располагают в центре праотеческого ряда иконостаса, в верхнем ряду алтарной перегородки.
Сюжет иконы основан на сказании «Гостеприимство Авраама» из книги Бытия. Господь в виде трёх ангелов явился праотцу Аврааму, который принял гостей в своём доме и приготовил для них трапезу. В переводе с греческого «ангел» значит «вестник». Ангелы предсказали, что супруга Авраама Сарра родит долгожданного наследника Исаака, из рода которого произойдёт Мессия — Иисус Христос.
В начале XV века Андрей Рублёв создал новый извод Троицы — допустимый вариант канонической иконы — без изображений Авраама и Сарры. Однако на иконе из коллекции Приморской картинной галереи персонажи присутствуют.
Названия «Ветхозаветная» и «Новозаветная Троица» указывают на источник сюжета: Ветхий и Новый Заветы соответственно. Иконы второго типа считаются неканоническими, они изображают Бога непосредственно, а не символически. Решение о таком разделении было принято на Московском соборе 1667 года.
На иконе из собрания Приморской картинной галереи художник написал лики ангелов удлинёнными, византийского типа. Пышные кудрявые волосы стянуты розовато-голубыми лентами — тороками. Средний ангел в красном хитоне символизирует Иисуса Христа. В колорите преобладают тёплые коричневые, охристые и оранжевые тона. Мастер тонко выписал детали золотым ассистом — штрихами — пронизал крылья, ствол дерева, одежды, утварь и мебель. Композиция построена на крупных геометрических формах.
Сюжет иконы основан на сказании «Гостеприимство Авраама» из книги Бытия. Господь в виде трёх ангелов явился праотцу Аврааму, который принял гостей в своём доме и приготовил для них трапезу. В переводе с греческого «ангел» значит «вестник». Ангелы предсказали, что супруга Авраама Сарра родит долгожданного наследника Исаака, из рода которого произойдёт Мессия — Иисус Христос.
В начале XV века Андрей Рублёв создал новый извод Троицы — допустимый вариант канонической иконы — без изображений Авраама и Сарры. Однако на иконе из коллекции Приморской картинной галереи персонажи присутствуют.
Названия «Ветхозаветная» и «Новозаветная Троица» указывают на источник сюжета: Ветхий и Новый Заветы соответственно. Иконы второго типа считаются неканоническими, они изображают Бога непосредственно, а не символически. Решение о таком разделении было принято на Московском соборе 1667 года.
На иконе из собрания Приморской картинной галереи художник написал лики ангелов удлинёнными, византийского типа. Пышные кудрявые волосы стянуты розовато-голубыми лентами — тороками. Средний ангел в красном хитоне символизирует Иисуса Христа. В колорите преобладают тёплые коричневые, охристые и оранжевые тона. Мастер тонко выписал детали золотым ассистом — штрихами — пронизал крылья, ствол дерева, одежды, утварь и мебель. Композиция построена на крупных геометрических формах.