Во второй половине 1950-х годов в советской живописи появилось новое направление — суровый стиль. Он прославлял сильного человека, его борьбу со стихией и укрощение природы на пути технологического прогресса. Героями картин становились нефтяники, строители, шахтеры и геологи.
Художник Станислав Анфимович Торлопов был очарован романтикой профессии геолога с детства. Позднее он и сам участвовал в экспедициях — это помогло ему создать достоверные образы и наполнить их метафорами. Станислав Анфимович вспоминал, что Институт геологии сыграл важную роль в его становлении как художника:
«Именно он помог мне пройти творческие и жизненные университеты. Только сейчас понимаешь, что ты ходил в поле с легендарными корифеями науки… Исходил, изъездил, облетал и проплавал с ними не одну тысячу километров, забираясь в самые дальние, нехоженые места, где палатка — главное мерило комфорта. Работая с ними бок о бок, хлебнул, что называется, и „полевого лиха“… Любая нелегкая рабочая ситуация, словно калибровочное сито, отсеивает полноценное зерно от плевел».
Работы Станислава Торлопова, созданные после геологических экспедиций, стали классикой коми изобразительного искусства. Значительная часть его творчества посвящена Северу — горам, снегам, льдам и храбрым людям. В своих полотнах Станислав Торлопов организует новое пространство человеческого бытия, его особые внутренние связи. Его картины сочетают в себе внятную сюжетно-повествовательную часть и эмоциональную композицию оттенков и света.
Более десяти работ Станислав Торлопов посвятил острову Вайгач, где побывал в 1960-е годы вместе с командой геологов. Из творческой поездки на остров он привез серию этюдов: «Вайгач. Мыс Гребень», «Вайгач. Бухта Утиная», «Вайгач. Мыс Болванский». В более поздних работах художник аккумулировал свои впечатления от путешествий.