Суровый стиль советской живописи — это художественное направление конца 1950-х — начала 1960-х годов, когда после смерти Сталина наступила эпоха хрущевской оттепели. На первый план тогда вышло стремление показать трудности борьбы с природой и силу человека, который покоряет стихию. Задачей искусства стало изображение мужественных геологов, строителей, нефтяников и шахтеров.
Художник Станислав Торлопов показал геолога как нового советского героя. Он с юности был очарован романтикой этой профессии и завидовал детям, которых родители-геологи брали с собой в поездки в горы и леса. Позднее художник и сам участвовал в экспедициях — это помогло ему создать достоверный образ и наполнить его метафорами. О геологах Торлопов говорил:Искатели
Это были настоящие люди, те, с которыми, извините за пафос, ходят в разведку.
В первый раз Станислав Торлопов нанялся полевым сезонным рабочим в экспедицию директора Института геологии, академика Марка Фишмана. Позднее он перешел в воркутинскую геологоразведку на должность завхоза. Работы Торлопова, созданные после геологических экспедиций, стали классикой коми изобразительного искусства. Значительная часть его творчества посвящена Северу — горам, снегам, льдам и храбрым людям.
«Искатели» — одна из программных работ художника. Они движутся из глубины картины прямо на зрителей. Работа решена в приглушенной темной гамме, она монументальна и линейна. Идущие в предгорьях Полярного Урала люди и окружающие их камни написаны в единой манере, будто созданы из одной породы.
Из интервью Станислава Торлопова об экспедициях для газеты «Республика» от 13 марта 2014 года:Геологи, бывало, поужинают, в карты на ночь режутся, а я все чашки, ложки, котелки перемою, и пошел писать. Хотя и вставать надо было в 4 утра — дров заготовить, кашу сварить. У геологов — в шесть подъем. Физически я был сильным, занимался в лыжной секции, много ходил, ноги были крепкие, да и сон меня не валил. А когда писал, то вообще открывалось второе дыхание.
Общность, некое родство наших профессий — поиск. Геологу истину
чаще подсказывают выходы коренных пород — обнажения. Но бывает, что
истина не открывается долго, пока не случится «однажды». Логика,
анализ, опыт, случай — все это факторы успеха. Так
и у художника — истина не откроется до тех пор, пока
не найдешь ее коренные проявления под жизненной шелухой.