Деревянные ковши — сосудцы с одной ручкой — имели хождение на Руси с древности вплоть до середины XIX века. Производство их, как и другой деревянной посуды, было поставлено на поток еще в X столетии; в XVI–XVII веках этим промыслом занимались стрельцы и крестьяне.
Старинные ковши различались формой, размером, сложностью декора и назначением. В одних подавали напитки, другие использовали для хранения, пересыпания или переливания жидких или сыпучих продуктов. Питьи (питьевые ковши) объемом не больше двухсот грамм предназначались для воды, браги, кваса или меда и считались персональной тарой. Выносные были заметно больше и тяжелее. Их берегли для особо торжественных многолюдных застолий, украшали чеканными или гравированными узорами, гербами, иногда — именами владельцев.
Дорогие хоромные ковши изготавливали из серебра, на дне помещали изображение гербового орла. Этой посудой имели право пользоваться только члены царской семьи. Были ковши жалованные, погребные, винные, ковши-лебеди и ковши-конюхи. Последние вмещали до двух ведер (примерно 24 литра) медовухи, пива или другого алкогольного напитка. К «конюхам» прилагались черпаки-«налевки», с помощью которых напитки разливали по чаркам. К церковной утвари относились водосвятные ковши, ковши для теплоты и запивки во время причастия.
Своих традиций придерживались мастера из разных местностей. Московские делали ковши из капа — наплыва на древесных стволах и корнях. Таким изделиям придавали форму ладьи с плоским дном и обычно оправляли их в серебро.
В Твери в качестве сырья использовали исключительно корни деревьев. Эти ковши отличались приподнятыми кверху носиками, которые мастера вырезали в виде конских голов. На севере России ковши делали с двумя рукоятями (или скобами), за что они получили свое название — скобкари (скопкари). Мастера обыгрывали оригинальную форму, одну рукоять делая в виде головы, а другую — в виде хвоста лошади, утки или даже дракона. Умельцы украшали свои изделия резьбой или расписывали. Все ковши изготавливались методом долбления: внешний облик заготовке придавали путем оскабливания или обтески, внутреннюю же часть выдалбливали.
Представленный в экспозиции ковш-ступка был приобретен у Алексея Харитоновича Савинова 1937 г. р., жителя Курской области, Большесолдатского района, села Будище.
Старинные ковши различались формой, размером, сложностью декора и назначением. В одних подавали напитки, другие использовали для хранения, пересыпания или переливания жидких или сыпучих продуктов. Питьи (питьевые ковши) объемом не больше двухсот грамм предназначались для воды, браги, кваса или меда и считались персональной тарой. Выносные были заметно больше и тяжелее. Их берегли для особо торжественных многолюдных застолий, украшали чеканными или гравированными узорами, гербами, иногда — именами владельцев.
Дорогие хоромные ковши изготавливали из серебра, на дне помещали изображение гербового орла. Этой посудой имели право пользоваться только члены царской семьи. Были ковши жалованные, погребные, винные, ковши-лебеди и ковши-конюхи. Последние вмещали до двух ведер (примерно 24 литра) медовухи, пива или другого алкогольного напитка. К «конюхам» прилагались черпаки-«налевки», с помощью которых напитки разливали по чаркам. К церковной утвари относились водосвятные ковши, ковши для теплоты и запивки во время причастия.
Своих традиций придерживались мастера из разных местностей. Московские делали ковши из капа — наплыва на древесных стволах и корнях. Таким изделиям придавали форму ладьи с плоским дном и обычно оправляли их в серебро.
В Твери в качестве сырья использовали исключительно корни деревьев. Эти ковши отличались приподнятыми кверху носиками, которые мастера вырезали в виде конских голов. На севере России ковши делали с двумя рукоятями (или скобами), за что они получили свое название — скобкари (скопкари). Мастера обыгрывали оригинальную форму, одну рукоять делая в виде головы, а другую — в виде хвоста лошади, утки или даже дракона. Умельцы украшали свои изделия резьбой или расписывали. Все ковши изготавливались методом долбления: внешний облик заготовке придавали путем оскабливания или обтески, внутреннюю же часть выдалбливали.
Представленный в экспозиции ковш-ступка был приобретен у Алексея Харитоновича Савинова 1937 г. р., жителя Курской области, Большесолдатского района, села Будище.