Устройства для кипячения воды были с древности известны в странах Востока. Это были медные или глиняные конструкции, состоявшие из резервуара для воды, жаровни с углем и трубы.
Родиной русских самоваров принято считать Тулу, а первый из них, согласно легенде, привез Пётр I из Голландии. В действительности впервые отечественный самовар упоминается в таможенных документах 1740 года как принадлежавший иргинским (уральским) купцам. Первое упоминание тульского самовара относится к 1746 году. В 1778 году была запатентована первая самоварная фабрика братьев Ивана и Назара Лисицыных: их изделия отличались разнообразием форм и затейливой отделкой.
В конце XIX — начале XX века появились первые самовары-керосинки: их изготавливал тульский Торговый дом Берты Густавовны Тейле с сыновьями. Изобрел и запатентовал керосиновую горелку основатель компании Рейнгольд Тейле. Реклама заверяла покупателей, что керосиновые самовары полностью безопасны и практичны в использовании.
Чашеобразный резервуар для керосина устанавливался на трех прямоугольных ножках. На резервуаре крепилась круглая горелка, на нее опиралось тулово сосуда. В центре резервуара проходила труба-жаровня.
Представленный в экспозиции самовар-керосинка был изготовлен в Иране. Считается, что моду на русские самовары завез на свою родину в XIX веке четвертый шах Ирана Насер ад-Дин Каджар. В начале XX века чай как более доступный напиток начал вытеснять кофе, и спрос на самовары вырос. Первое время их завозили из России, но вскоре научились делать и оригинальные образцы, украшенные восточными узорами и арабской вязью. На чайнике нередко помещали портрет «чайного» шаха.
Центром иранского самоварного производства был и остается по сей день город Боруджерд. Боруджердские мастера использовали для своих изделий сплав меди и никеля, известный как немецкое серебро, и особую технику его декорирования. В конструктивном отношении различий между иранским и классическим тульским самоваром, по мнению специалистов, нет.
Из-за частого территориального деления этой части Азии иранские самовары называют также персидскими. Они могут служить украшением чайханы, а могут стоять в уличных ларьках для утоления жажды прохожих.
Родиной русских самоваров принято считать Тулу, а первый из них, согласно легенде, привез Пётр I из Голландии. В действительности впервые отечественный самовар упоминается в таможенных документах 1740 года как принадлежавший иргинским (уральским) купцам. Первое упоминание тульского самовара относится к 1746 году. В 1778 году была запатентована первая самоварная фабрика братьев Ивана и Назара Лисицыных: их изделия отличались разнообразием форм и затейливой отделкой.
В конце XIX — начале XX века появились первые самовары-керосинки: их изготавливал тульский Торговый дом Берты Густавовны Тейле с сыновьями. Изобрел и запатентовал керосиновую горелку основатель компании Рейнгольд Тейле. Реклама заверяла покупателей, что керосиновые самовары полностью безопасны и практичны в использовании.
Чашеобразный резервуар для керосина устанавливался на трех прямоугольных ножках. На резервуаре крепилась круглая горелка, на нее опиралось тулово сосуда. В центре резервуара проходила труба-жаровня.
Представленный в экспозиции самовар-керосинка был изготовлен в Иране. Считается, что моду на русские самовары завез на свою родину в XIX веке четвертый шах Ирана Насер ад-Дин Каджар. В начале XX века чай как более доступный напиток начал вытеснять кофе, и спрос на самовары вырос. Первое время их завозили из России, но вскоре научились делать и оригинальные образцы, украшенные восточными узорами и арабской вязью. На чайнике нередко помещали портрет «чайного» шаха.
Центром иранского самоварного производства был и остается по сей день город Боруджерд. Боруджердские мастера использовали для своих изделий сплав меди и никеля, известный как немецкое серебро, и особую технику его декорирования. В конструктивном отношении различий между иранским и классическим тульским самоваром, по мнению специалистов, нет.
Из-за частого территориального деления этой части Азии иранские самовары называют также персидскими. Они могут служить украшением чайханы, а могут стоять в уличных ларьках для утоления жажды прохожих.