Ворсовый ковер на черном фоне красный в яблоках конь. По краям — красная кайма. Указаны инициалы мастера «Д» и «В» и дата. Нитки для него использовали шерстяные, ярко окрашенные. Основное поле ковра выткано черным цветом. Края ковра обрамляет такой же орнамент. Вся композиция окружена каймой красного цвета.
Ручное надомное ковроткачество было широко распространено в разных селах Юргинского района. Самым крупным его центром стала Тюмень — от нее промысел и получил название. Мастериц начинали обучать с раннего детства: сначала они помогали старшим, затем работали самостоятельно. Помимо дорогих ковров с яркими рисунками, в Тюмени ткали напольные дорожки с простым орнаментом, накидки для лавок и сундуков, попоны для лошадей.
Фон таких изделий традиционно был черным: этот цвет олицетворял плодородную землю. А яркие узоры, в которых преобладали разные оттенки красного, символизировали богатство и силу. Считалось, что такие изделия приносят в дом удачу и достаток, а если они перешли по наследству от предков — то еще и служат оберегами.
Тюменский ковровый промысел достиг расцвета к XIX веку. Город стоял на крупном торговом пути — Сибирском тракте. Через него часто проезжали купцы из разных городов. Им местные жители и продавали свои изделия.
На тюменских коврах восседал даже король Гавайев. В начале XIX столетия российские корабли «Надежда» и «Нева» отправились в кругосветное плавание. Одной из баз снабжения по пути стали Гавайские острова: там команда обменивала свои товары на мясо и овощи. Среди изделий на обмен были и тюменские ковры: их преподнесли местному правителю.
В 1868 году город посетил великий князь Владимир Александрович — сын Александра II. Один ковер местного производства ему подарили тюменцы, второй член императорской семьи купил сам. Кроме того, великий князь лично выделил деньги на премии и похвальные грамоты для мастеров.