Ученик хорошо зарекомендовал себя в классе. За свои выпускные работы он даже получил право на пенсионерскую поездку в Италию. Однако, революция помешала осуществлению этих намерений.
Октябрь 1917 года Котов встретил на родине. Горячо приняв революцию, он с энтузиазмом включился в общественную жизнь страны и сначала активно участвовал в создании картинной галереи в Астрахани.
В 1922 году уехал в Москву, где стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР) — объединения крупнейших советских художников реалистического направления, которое выступило за возрождение большого идейного содержания живописи в период острой борьбы между реалистами и представителями авангардистских течений.
В этот период художник много работал в историческом жанре. Его работы посвящены сюжетам из истории революционного движения и гражданской войны.
Расцвет творчества Котова пришелся на 1930-е годы. В это время он много занимался индустриальным пейзажем. Проехал по многим известным стройкам пятилетки. Посетил Донбас, Кузнецкстрой, Красный Сормов. Атмосферу грандиозности и величественности социалистического строительства он отразил в работах «Кузнецкстрой. Домна № 1» и «Сормовая верфь».
К концу 1930-х художник начал специализироваться на портрете. Главными героями его картин становятся рабочие, занятые строительством нового мира. Он создает колоритные портреты столяров, слесарей, шахтеров, строителей и других представителей рабочих профессий.
В годы войны занимался изданием «Окон ТАСС» в эвакуации в Пензе. В послевоенный период создал серию портретов советских военачальников: Георгия Жукова, Константина Рокоссовского и других. Много преподавал. В частности, вел курсы в художественном институте им. В. И. Сурикова.