В 1979 году в селе Подлесная Тавла талантливый художник Н.И. Мастин на базе школьного кружка резьбы по дереву основал художественную школу. Под его руководством, опираясь на бытовые традиции сельской жизни, мастера создали самобытное направление художественно-пластического стиля.
В искусстве тавлинских мастеров соединились и реалистическая условность, полная острых наблюдений, и юмор, и хитрая усмешка, и народная мудрость. Принцип их работы заключается не в банальном копировании сюжетной линии, а в творческой переработке увиденного в соответствии с собственными представлениями. Большое место в творчестве резчиков занимает тема этнической истории мордвы. Особенно полно и ярко она раскрывается в работах Николая Ивановича Мастина.
Народные предания и сказания легли в основу создания произведения «Маска ритуальная». Аналогичные маски использовали во время старинных обрядов. После проведения ритуала личину, как правило, сжигали. По народным представлениям, маски способствовали налаживанию контакта между миром реальным и потусторонним. Длинные пряди мочала, спускающиеся по обеим сторонам, имитируют волосы. Изображение солярного знака — символа солнечной стихии — подчеркивает связь с верховным покровителем Чипазом, богом солнца. Подобные знаки встречались на свадебных сундуках — парях.
Особенностью стиля резчиков из села Подлесная Тавла является использование в качестве выразительного средства природных свойств дерева, а также гротескная передача и условное решение образа. Выработав свой стиль, индивидуальный творческий почерк, тавлинская школа резьбы по дереву сохраняет богатые традиции мордовского народа. Обращаясь исключительно к национальным типажам, рассказывая о нелегком труде мордовского крестьянства, мастера способствуют сохранению и развитию народного искусства.
В настоящее время школа резьбы по дереву известна далеко за пределами Мордовии, а деревянная игрушка из Подлесной Тавлы считается визитной карточкой республики и одним из брендов региона. Талантливые работы тавлинских резчиков по праву занимают достойные места на межрегиональных, всероссийских и международных выставках.
В искусстве тавлинских мастеров соединились и реалистическая условность, полная острых наблюдений, и юмор, и хитрая усмешка, и народная мудрость. Принцип их работы заключается не в банальном копировании сюжетной линии, а в творческой переработке увиденного в соответствии с собственными представлениями. Большое место в творчестве резчиков занимает тема этнической истории мордвы. Особенно полно и ярко она раскрывается в работах Николая Ивановича Мастина.
Народные предания и сказания легли в основу создания произведения «Маска ритуальная». Аналогичные маски использовали во время старинных обрядов. После проведения ритуала личину, как правило, сжигали. По народным представлениям, маски способствовали налаживанию контакта между миром реальным и потусторонним. Длинные пряди мочала, спускающиеся по обеим сторонам, имитируют волосы. Изображение солярного знака — символа солнечной стихии — подчеркивает связь с верховным покровителем Чипазом, богом солнца. Подобные знаки встречались на свадебных сундуках — парях.
Особенностью стиля резчиков из села Подлесная Тавла является использование в качестве выразительного средства природных свойств дерева, а также гротескная передача и условное решение образа. Выработав свой стиль, индивидуальный творческий почерк, тавлинская школа резьбы по дереву сохраняет богатые традиции мордовского народа. Обращаясь исключительно к национальным типажам, рассказывая о нелегком труде мордовского крестьянства, мастера способствуют сохранению и развитию народного искусства.
В настоящее время школа резьбы по дереву известна далеко за пределами Мордовии, а деревянная игрушка из Подлесной Тавлы считается визитной карточкой республики и одним из брендов региона. Талантливые работы тавлинских резчиков по праву занимают достойные места на межрегиональных, всероссийских и международных выставках.