Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Арт-Мордовия: традиции и современность»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Костюм молодой женщины-эрзянки. Саратовская губ.

Время создания
начало ХХ века
Место создания
Российская империя, Саратовская губерния
Размер
130x40 см
Техника
ткачество, вышивка счетная, сборка ручная
0
Открыть в приложении
#8
Разнообразие вариантов народной одежды мордвы впечатляет самобытностью художественных традиций. Уникальность и особая ценность традиционного мордовского костюма для человека определялись рукотворностью его элементов и тесной взаимосвязью с личностью изготовителя. Формы головных уборов, колорит декора, уникальность технических приемов вышивки подчеркивают локальную особенность костюма. Отличительные черты костюма кузнецкой группы — многослойность, сдержанные цвета и преобладание белого в наряде.

Выразительный силуэт, подчеркнутый плавными линиями одежды и формой головного убора, создает трогательно светлый образ. Нижняя рубаха почти всегда была скрыта распашной одеждой и передником. Материалом для рубахи, которая здесь называлась панар или паля, как правило, служил грубый домотканый холст.

Поверх рубахи носили распашную туникообразную одежду — паньжат, украшенную геометрическим орнаментом на груди. Холщовая распашная одежда занимала основное место в костюме и имела ярко выраженные разновидности. Покрой распашной одежды был одинаков и являлся прямым аналогом распашной одежды мордвы Городищенского уезда. В селах, где проживало мокшанское население, наряду с наименованием паньжат бытовал термин руця.

По местным традициям паньжат носили с передником — икельга паця. Для праздничного костюма его шили из однотонного белого кашемира, оформляя по подолу рубчиком и лентой кружева. Подпоясывали передник высоко, подол был равным длине рубахи.

Особый интерес вызывает головной убор трапециевидной формы. Это широкий чепец с длинной лопастью, спускающейся на спину. Очелье и затылочная часть покрыты плотной вышивкой, выполненной в технике уникальных ковровых швов. Самый нарядный убор молодая женщина надевала в первые годы замужества, он подчеркивал ее статус и свидетельствовал о репродуктивном возрасте обладательницы. В течение жизни декор головных уборов менялся, строго соответствуя возрасту носительницы. У молодой женщины головной убор отличался плотной без просветов вышивкой, обилием нашитых декоративных материалов — бисера, тесьмы, блесток. У пожилой женщины он имел упрощенную вышивку, либо его шили из домотканого холста — пестряди.
#9
Костюм молодой женщины-эрзянки. Саратовская губ.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Костюм молодой женщины-эрзянки. Саратовская губ.

Время создания
начало ХХ века
Место создания
Российская империя, Саратовская губерния
Размер
130x40 см
Техника
ткачество, вышивка счетная, сборка ручная
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%