Разнообразие вариантов народной одежды мордвы впечатляет самобытностью художественных традиций. Уникальность и особая ценность традиционного мордовского костюма для человека определялись рукотворностью его элементов и тесной взаимосвязью с личностью изготовителя. Формы головных уборов, колорит декора, уникальность технических приемов вышивки подчеркивают локальную особенность костюма. Отличительные черты костюма кузнецкой группы — многослойность, сдержанные цвета и преобладание белого в наряде.
Выразительный силуэт, подчеркнутый плавными линиями одежды и формой головного убора, создает трогательно светлый образ. Нижняя рубаха почти всегда была скрыта распашной одеждой и передником. Материалом для рубахи, которая здесь называлась панар или паля, как правило, служил грубый домотканый холст.
Поверх рубахи носили распашную туникообразную одежду — паньжат, украшенную геометрическим орнаментом на груди. Холщовая распашная одежда занимала основное место в костюме и имела ярко выраженные разновидности. Покрой распашной одежды был одинаков и являлся прямым аналогом распашной одежды мордвы Городищенского уезда. В селах, где проживало мокшанское население, наряду с наименованием паньжат бытовал термин руця.
По местным традициям паньжат носили с передником — икельга паця. Для праздничного костюма его шили из однотонного белого кашемира, оформляя по подолу рубчиком и лентой кружева. Подпоясывали передник высоко, подол был равным длине рубахи.
Особый интерес вызывает головной убор трапециевидной формы. Это широкий чепец с длинной лопастью, спускающейся на спину. Очелье и затылочная часть покрыты плотной вышивкой, выполненной в технике уникальных ковровых швов. Самый нарядный убор молодая женщина надевала в первые годы замужества, он подчеркивал ее статус и свидетельствовал о репродуктивном возрасте обладательницы. В течение жизни декор головных уборов менялся, строго соответствуя возрасту носительницы. У молодой женщины головной убор отличался плотной без просветов вышивкой, обилием нашитых декоративных материалов — бисера, тесьмы, блесток. У пожилой женщины он имел упрощенную вышивку, либо его шили из домотканого холста — пестряди.
Выразительный силуэт, подчеркнутый плавными линиями одежды и формой головного убора, создает трогательно светлый образ. Нижняя рубаха почти всегда была скрыта распашной одеждой и передником. Материалом для рубахи, которая здесь называлась панар или паля, как правило, служил грубый домотканый холст.
Поверх рубахи носили распашную туникообразную одежду — паньжат, украшенную геометрическим орнаментом на груди. Холщовая распашная одежда занимала основное место в костюме и имела ярко выраженные разновидности. Покрой распашной одежды был одинаков и являлся прямым аналогом распашной одежды мордвы Городищенского уезда. В селах, где проживало мокшанское население, наряду с наименованием паньжат бытовал термин руця.
По местным традициям паньжат носили с передником — икельга паця. Для праздничного костюма его шили из однотонного белого кашемира, оформляя по подолу рубчиком и лентой кружева. Подпоясывали передник высоко, подол был равным длине рубахи.
Особый интерес вызывает головной убор трапециевидной формы. Это широкий чепец с длинной лопастью, спускающейся на спину. Очелье и затылочная часть покрыты плотной вышивкой, выполненной в технике уникальных ковровых швов. Самый нарядный убор молодая женщина надевала в первые годы замужества, он подчеркивал ее статус и свидетельствовал о репродуктивном возрасте обладательницы. В течение жизни декор головных уборов менялся, строго соответствуя возрасту носительницы. У молодой женщины головной убор отличался плотной без просветов вышивкой, обилием нашитых декоративных материалов — бисера, тесьмы, блесток. У пожилой женщины он имел упрощенную вышивку, либо его шили из домотканого холста — пестряди.