Народная одежда мордвы-мокши юго-западной группы славится богатством нагрудных украшений и тонкой, тщательно проработанной вышивкой. Локальная особенность мокшанского костюма этой группы характеризуется монолитностью силуэта и пышностью объемов, создаваемых за счет многочисленных драпировок. Белую рубаху носили с большим напуском-пазухой, мягкие складки обобщали линии фигуры, подчеркивая величавую стать женщины.
Основой праздничного костюма является ожа ки щам — рубаха с тонкой ажурной вышивкой вдоль рукава и по низу подола и крупными мотивами вышитых элементов по бокам, выполненными разноцветными нитями в технике «кирпичик». Белизну холста подчеркивает тонкая вышивка, выполненная в монохромных и ярких контрастных цветах.
Нарядно-изысканным дополнением костюма служат узорчатые бисерные украшения. Контрасты белого и черного, лилового и зеленого, голубого и оранжевого в сочетании с блеском серебряных монет, с мерцанием стекла бус и бисера создают иллюзию драгоценности материалов. Комплекс украшений отличают самобытные черты. В него входит сюлгам трапециевидной формы, декорированный рядами монет. Вокруг сюлгама группировались остальные элементы нагрудного декора: круглый воротник кргань пирьф, гайтан, бусы. Особый интерес представляет украшение кргань пирьф. Снизанный в виде округлого оплечья, кргань пирьф спереди завершается упругой сеткой-передником, сделанной из низок бисера на конском волосе, которые соединены проволочными звеньями. Обязательным в ансамбле украшений был гайтан, на который подвешивался крест.
Поясную часть комплекса оформляли подвески — каркс цект, ансамбль которых составляли несколько деталей, как правило, они были парными и располагались с одной стороны, другую сторону уравновешивали полотенцами. Особая роль отводилась боковым полотенцам бока руцят, которые ткались из красных нитей и украшались рядами лент, позумента, кружева.
Старинный женский головной убор златной — чепец из холста, облицованный красным шелком, налобная часть украшалась широким четырехугольником золотного шитья монастырской работы, а к боковым крыльям пришивались квадратные твердые щитки, покрытые кумачом и декорированные шелковыми лентами, плисом и галуном. Носили златной на волоснике с каркасом из прямой дощечки в верхней части.
Завершением ансамбля является обувь: сапоги со сборами на голенищах кямот относились к разряду дорогой праздничной обуви.
Основой праздничного костюма является ожа ки щам — рубаха с тонкой ажурной вышивкой вдоль рукава и по низу подола и крупными мотивами вышитых элементов по бокам, выполненными разноцветными нитями в технике «кирпичик». Белизну холста подчеркивает тонкая вышивка, выполненная в монохромных и ярких контрастных цветах.
Нарядно-изысканным дополнением костюма служат узорчатые бисерные украшения. Контрасты белого и черного, лилового и зеленого, голубого и оранжевого в сочетании с блеском серебряных монет, с мерцанием стекла бус и бисера создают иллюзию драгоценности материалов. Комплекс украшений отличают самобытные черты. В него входит сюлгам трапециевидной формы, декорированный рядами монет. Вокруг сюлгама группировались остальные элементы нагрудного декора: круглый воротник кргань пирьф, гайтан, бусы. Особый интерес представляет украшение кргань пирьф. Снизанный в виде округлого оплечья, кргань пирьф спереди завершается упругой сеткой-передником, сделанной из низок бисера на конском волосе, которые соединены проволочными звеньями. Обязательным в ансамбле украшений был гайтан, на который подвешивался крест.
Поясную часть комплекса оформляли подвески — каркс цект, ансамбль которых составляли несколько деталей, как правило, они были парными и располагались с одной стороны, другую сторону уравновешивали полотенцами. Особая роль отводилась боковым полотенцам бока руцят, которые ткались из красных нитей и украшались рядами лент, позумента, кружева.
Старинный женский головной убор златной — чепец из холста, облицованный красным шелком, налобная часть украшалась широким четырехугольником золотного шитья монастырской работы, а к боковым крыльям пришивались квадратные твердые щитки, покрытые кумачом и декорированные шелковыми лентами, плисом и галуном. Носили златной на волоснике с каркасом из прямой дощечки в верхней части.
Завершением ансамбля является обувь: сапоги со сборами на голенищах кямот относились к разряду дорогой праздничной обуви.