Полный комплекс костюма молодой женщины-эрзянки состоит из нательной рубахи панар, распашной одежды руця, головного убора сорока, передника с грудкой запон, набедренного украшения пулокаркс (или дразнямокаркс) и кожаных полусапожек коты. Основой ансамбля является рубаха панар туникообразного кроя. Самой яркой и выразительной частью декора рубахи на протяжении всей истории ее бытования служила вышивка.
Дополняет праздничный комплекс костюма распашная одежда из холста, которая в большинстве районов называлась руця. Шили ее из качественного посконного или хлопчатобумажного полотна. Руця вышивалась узкими рядами косых стежек, декорировалась бисером и нашитыми рядами чешуйчатых блесток.
С середины XIX века в костюм эрзянок данной местности входит новый тип передника с грудкой — запон. Его составляли из тканей разного цвета, например, красный передник с синей грудкой, украшенный машинной строчкой. Подол у грудки мелко сосборен, в нижней трети оформлен полосой черного кружева с зубчатым краем и золотистой полоской ткани.
Разнообразные украшения, включенные в общий комплекс ансамбля, создают яркое представление о традиционном эрзянском костюме. Обязательным украшением наряда была нагрудная фибула — сюлгам. В данной местности она представляет собой кольцо овальной формы с незамкнутыми концами.
Особого внимания заслуживает поясной комплекс костюма мордвы-эрзи заволжской группы. Он несколько отличается от комплексов других локально-территориальных групп. Набедренное украшение пулокаркс или дразнямокаркс имеет трапециевидную, расширяющуюся книзу форму. Представляет собой облегченный вид набедренника, обязательного элемента эрзянского костюма. Праздничный наряд гармонично дополняет плетенный на дощечках пояс каркс цект.
Типичные для всех мордовских групп сапоги со сборами в Заволжье рано были утрачены. Праздничной обувью женщин и девушек здесь являлись полусапожки коты с острыми носами и отделкой из зубчато вырезанных кромок, медных бляшек. Обувь заказывали у русских и татарских мастеров. Все элементы костюма мордвы-эрзи заволжской группы гармонично дополняли друг друга. Образно-пластический строй наряда отличался чистотой линий, подчеркивался тщательно продуманными цветовыми акцентами и лаконичностью форм съемных украшений.
Дополняет праздничный комплекс костюма распашная одежда из холста, которая в большинстве районов называлась руця. Шили ее из качественного посконного или хлопчатобумажного полотна. Руця вышивалась узкими рядами косых стежек, декорировалась бисером и нашитыми рядами чешуйчатых блесток.
С середины XIX века в костюм эрзянок данной местности входит новый тип передника с грудкой — запон. Его составляли из тканей разного цвета, например, красный передник с синей грудкой, украшенный машинной строчкой. Подол у грудки мелко сосборен, в нижней трети оформлен полосой черного кружева с зубчатым краем и золотистой полоской ткани.
Разнообразные украшения, включенные в общий комплекс ансамбля, создают яркое представление о традиционном эрзянском костюме. Обязательным украшением наряда была нагрудная фибула — сюлгам. В данной местности она представляет собой кольцо овальной формы с незамкнутыми концами.
Особого внимания заслуживает поясной комплекс костюма мордвы-эрзи заволжской группы. Он несколько отличается от комплексов других локально-территориальных групп. Набедренное украшение пулокаркс или дразнямокаркс имеет трапециевидную, расширяющуюся книзу форму. Представляет собой облегченный вид набедренника, обязательного элемента эрзянского костюма. Праздничный наряд гармонично дополняет плетенный на дощечках пояс каркс цект.
Типичные для всех мордовских групп сапоги со сборами в Заволжье рано были утрачены. Праздничной обувью женщин и девушек здесь являлись полусапожки коты с острыми носами и отделкой из зубчато вырезанных кромок, медных бляшек. Обувь заказывали у русских и татарских мастеров. Все элементы костюма мордвы-эрзи заволжской группы гармонично дополняли друг друга. Образно-пластический строй наряда отличался чистотой линий, подчеркивался тщательно продуманными цветовыми акцентами и лаконичностью форм съемных украшений.