Коруна и венец — праздничные девичьи головные уборы. В древности они обычно представляли собой сотканную из золотых нитей ленту, которая крепилась к берестяному каркасу и украшалась вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями (или более дешевым стеклярусом). Позже форма усложнилась: одни венцы стали сплошными и твердыми, другие — прорезными и гибкими. Считалось, что твердые изделия в виде подковы должны обрамлять девичье лицо подобно нимбу.
Коруна была самым торжественным из всех девичьих уборов. Это твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором — именно такой экземпляр представлен в коллекции музея. Изделие вырезали из бересты и проклеивали холстом. Поверхность должна была стать ажурной, причем верхний край всегда оставляли зубчатым — «с городками».
Название головного убора происходит от слова «корона». Исследователи считают, что коруны и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в результате соединения народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время.
Лицевую сторону венца украшали жемчугом, бисером, драгоценными или полудрагоценными камнями, цветным стеклом в металлической оправе, перламутром, цветной фольгой, узором, вышитым золотой нитью, медными или латунными листочками на стебельке. Изнаночную сторону обтягивали ситцем или набойкой. Коруну обычно закрепляли на небольшой повязке из парчи, которая заканчивалась длинными тесемками. Дополнительным украшением к коруне служила бисерная или жемчужная нить — поднизь, которая спускалась лоб. Также декоративным элементом была широкая полоса парчи, украшенная лентами и кружевом. Она прикреплялась к венцу сзади и спускалась по спине девушки до лопаток.
Общей чертой корун и венцов было то, что они оставляли открытой макушку на голове девушки. Пышные волосы и длинная коса считались в крестьянской среде признаком красоты — девушки старались, чтобы они всегда были на виду. Существовало поверье, что красавица с хорошей косой обязательно будет счастлива и богата в браке. Поэтому героини русских сказок всегда имеют длинную косу.
К середине XIX века венцы стали в первую очередь свадебным украшением. Нередко такой головной убор мог храниться в единственном экземпляре на всю округу и предоставляться напрокат на время свадебного торжества. В таком уборе невеста отправлялась из дома родителей в церковь на венчание. В нем же приезжала в дом молодого мужа на застолье и снимала его лишь в момент смены прически и головного убора — с девичьего на женский — во время соответствующего обряда.
Коруна была самым торжественным из всех девичьих уборов. Это твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором — именно такой экземпляр представлен в коллекции музея. Изделие вырезали из бересты и проклеивали холстом. Поверхность должна была стать ажурной, причем верхний край всегда оставляли зубчатым — «с городками».
Название головного убора происходит от слова «корона». Исследователи считают, что коруны и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в результате соединения народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время.
Лицевую сторону венца украшали жемчугом, бисером, драгоценными или полудрагоценными камнями, цветным стеклом в металлической оправе, перламутром, цветной фольгой, узором, вышитым золотой нитью, медными или латунными листочками на стебельке. Изнаночную сторону обтягивали ситцем или набойкой. Коруну обычно закрепляли на небольшой повязке из парчи, которая заканчивалась длинными тесемками. Дополнительным украшением к коруне служила бисерная или жемчужная нить — поднизь, которая спускалась лоб. Также декоративным элементом была широкая полоса парчи, украшенная лентами и кружевом. Она прикреплялась к венцу сзади и спускалась по спине девушки до лопаток.
Общей чертой корун и венцов было то, что они оставляли открытой макушку на голове девушки. Пышные волосы и длинная коса считались в крестьянской среде признаком красоты — девушки старались, чтобы они всегда были на виду. Существовало поверье, что красавица с хорошей косой обязательно будет счастлива и богата в браке. Поэтому героини русских сказок всегда имеют длинную косу.
К середине XIX века венцы стали в первую очередь свадебным украшением. Нередко такой головной убор мог храниться в единственном экземпляре на всю округу и предоставляться напрокат на время свадебного торжества. В таком уборе невеста отправлялась из дома родителей в церковь на венчание. В нем же приезжала в дом молодого мужа на застолье и снимала его лишь в момент смены прически и головного убора — с девичьего на женский — во время соответствующего обряда.