Утюги со сменными нагревательными элементами пришли на смену менее удобным и безопасным в использовании угольным изделиям. Обращаться с угольным прибором нужно было очень осторожно, чтобы угли не высыпались и не испортили одежду. Ведь человеку буквально приходилось держать в руках раскаленную печь. Выходом из положения стала нагревательная плашка. Так и появился новый тип утюга.
Превосходил он и более старые наплитные утюги, целиком созданные из металла. Они доставляли немало хлопот тому, кто занимался глажкой, потому что при разогреве вместе с утюгом нагревалась и его ручка. Кроме того, если утюг грели на огне, на его основании образовывалась копоть. Вставка избавила хозяек и от этой проблемы.
У одного изделия могло быть несколько дополнительных элементов. Для работы с ними использовались, как правило, клещи и крючки, которые оберегали руки от ожогов. Пока одна вставка была в утюге, другая нагревалась на печи или плите. Такой утюг стоил, конечно, немало, ведь его изготавливали из латуни, а это был недешевый материал. Поэтому наличие утюга в доме считалось признаком благополучия семьи.
Часто утюг считали настолько ценным предметом, что передавали его по наследству и ставили на красивую салфеточку около самовара для украшения стола. Многие изделия и правда были роскошно украшены и воспринимались как декоративный элемент. На рукоятке утюга помещали рисунки и орнаменты, ее инкрустировали медью и даже серебром. Часто и сам утюг принимал диковинные формы — например, существовали модели в виде птицы.
Экземпляр из собрания музея выполнен из латуни. В XIX веке в Европе и России ее нередко использовали в качестве поддельного золота. Для утюга это был подходящий материал. Латунь получила название «вечного металла» за свою износостойкость. Изделия из нее мало подвержены воздействию времени и не теряют свой первоначальный вид. Благодаря пластичности и легкости в обработке этот сплав также широко используется ювелирами. Из латуни в царской России изготавливали и самовары: они не только выглядели ярко и красиво, но и равномерно прогревались. Эта особенность ценилась и в латунных утюгах.
Превосходил он и более старые наплитные утюги, целиком созданные из металла. Они доставляли немало хлопот тому, кто занимался глажкой, потому что при разогреве вместе с утюгом нагревалась и его ручка. Кроме того, если утюг грели на огне, на его основании образовывалась копоть. Вставка избавила хозяек и от этой проблемы.
У одного изделия могло быть несколько дополнительных элементов. Для работы с ними использовались, как правило, клещи и крючки, которые оберегали руки от ожогов. Пока одна вставка была в утюге, другая нагревалась на печи или плите. Такой утюг стоил, конечно, немало, ведь его изготавливали из латуни, а это был недешевый материал. Поэтому наличие утюга в доме считалось признаком благополучия семьи.
Часто утюг считали настолько ценным предметом, что передавали его по наследству и ставили на красивую салфеточку около самовара для украшения стола. Многие изделия и правда были роскошно украшены и воспринимались как декоративный элемент. На рукоятке утюга помещали рисунки и орнаменты, ее инкрустировали медью и даже серебром. Часто и сам утюг принимал диковинные формы — например, существовали модели в виде птицы.
Экземпляр из собрания музея выполнен из латуни. В XIX веке в Европе и России ее нередко использовали в качестве поддельного золота. Для утюга это был подходящий материал. Латунь получила название «вечного металла» за свою износостойкость. Изделия из нее мало подвержены воздействию времени и не теряют свой первоначальный вид. Благодаря пластичности и легкости в обработке этот сплав также широко используется ювелирами. Из латуни в царской России изготавливали и самовары: они не только выглядели ярко и красиво, но и равномерно прогревались. Эта особенность ценилась и в латунных утюгах.