В поисках выразительных средств, позволяющих отразить то, что открывается внутреннему взору художника, Пикассо обратился к архаическим, первобытным художественным системам. Помимо влияния искусства Сезанна открытие негритянской пластики стало важнейшим фактором формирования кубизма. Африканская скульптура, ритуальные маски своей динамичностью, метафоричностью и иррациональностью поразили художника и подсказали, по собственному его признанию, те художественные средства, с помощью которых он смог выразить дух своей эпохи. Отсюда в его произведения придут и деформация натуры, и параллельные мазки, напоминающие насечки в скульптуре и делающие очертания предметов рублеными. Пикассо увидел в деревянной африканской скульптуре не только ее декоративные качества, но и разглядел то, что искусство народов Черной Африки стремится прежде всего к воплощению мысли и идеи. Неоднократно заявляя, что он работает «не с натуры, а подобно натуре», Пикассо превращает свои произведения в своего рода знаковые системы, где знаки несут в себе внутренний смысл образов. «Художник должен наблюдать натуру, но никогда не путать ее с живописью. Натура лишь переводится в живопись знаками», — говорил мастер. В подобном отношении к творчеству и состоял один из важнейших уроков африканской скульптуры. В произведении «Королева Изабо» художник уподобляет модель деревянной скульптуре. Название произведению дал, вероятно, кто-то из окружения Пикассо. Королева Изабелла Баварская (1371–1435), с именем которой связано немало легенд о роскоши ее двора, о ее причудливых вкусах и безумных ночных оргиях, была популярна в те годы благодаря новелле Пиля Адана «Королева Изабо», и само ее имя бытовало во французском языке как имя нарицательное. Но Пабло Пикассо не интересовала анекдотическая сторона сюжета. Помимо типичных для кубизма узловатых, ломающихся линий в произведении много плавных, круглящихся арабесок. Причудливые узоры платья, вносящие в картину элемент пейзажа, головной убор женщины в духе средневековой моды, ваза с фруктами, вызывающая ассоциации со стрельчатыми формами готики, наконец, цветовая гамма с приглушенными зеленоватыми, серебристо-серыми, охристыми и коричневатыми тонами напоминают выцветший от времени средневековый гобелен.
Королева Изабо
Время создания
1909
Размер
92x73 см
92x73
92x73
Техника
xолст, масло
Коллекция
12
Открыть в приложении#1
Пабло Пикассо
Королева Изабо
#2
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Королева Изабо
Время создания
1909
Размер
92x73 см
92x73
92x73
Техника
xолст, масло
Коллекция
12
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться