Богато украшенные коробочки для рукоделия назывались «хьапщыпылъ». В них мастерицы хранили галуны, золотные нити — и все, чем они пользовались во время работы.
Коробочка для рукоделия
Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Золотое шитье, плетение. Золотная нить.
Коллекция
Выставка
9
Открыть в приложении#1
Коробочка для рукоделия
#4
#3
Адыгское золотошвейное искусство
#2
Адыгское золотошвейное искусство имеет долгую историю. Оно стало популярным домашним промыслом в XVII веке, и очень скоро умение шить золотом, ткать галуны и плести из разнообразные декоративные элементы стало обязательным для девушек и женщин. Девочки начинали обучаться ему в самом раннем возрасте — начиная с 6-7 лет.
#5
Одежда, вышитая драгоценными нитями, стоила очень больших денег. Ее цена складывалась из дорогостоящих материалов — и высокой платы самой швее за ее кропотливый и долгий труд. Расшивали предметы одежды долго, от месяца до целого года, в зависимости от сложности и обилия узоров. И позволить себе их могли только члены состоятельных семей.
#7
Адыги использовали четыре вида золотого шитья: «в прикреп», «гладь», тканье галуна и плетение басонных изделий и кружев.
Представленная в музее коробочка выполнена в технике «в прикреп» — «дышъэ идагъ». Это самый древний и самый ценный вид шитья
#8
Мастерство вышивки
#6
Приступая к работе, мастерицы закрепляли на пяльцах обычную белую ткань. Затем брали трафарет, вырезанный из бумаги, картона или пузыря животного, и по его контурам наносили на материал нужный узор, который обводили карандашом, ниткой или специальным мылом. На получившемся рисунке делали настил из шелковых ниток, которые клали параллельно друг другу. С помощью такого настила мастерицам было удобнее считать стежки в сложных узорах.
#9
Драгоценные нити накладывали поперек шелковых. Их прикрепляли к настилу снизу и только по краю орнаментального поля. «Закрепляющие» стежки делали тончайшим шелком: оранжевым — для золотой вышивки и белым — для серебряной. В итоге на ткани появлялся мелкий внутренний узор.
#10
Шитье «в прикреп» требовало от девушек ювелирной точности, высокой концентрации, терпения и сил. Над одним кружком такого узора диаметром всего в несколько сантиметров мастерица могла работать на протяжении 4-5 недель.
Когда швея завершала работу, она тщательно обрабатывала узор, чтобы сделать его прочнее. Лицевую сторону натирали до гладкости кабаньим клыком или специальной гладилкой, а изнанку покрывали клеем, чтобы она стала тверже.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Коробочка для рукоделия
Время создания
Конец ХIХ века
Техника
Золотое шитье, плетение. Золотная нить.
Коллекция
Выставка
9
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться