#1
Короб невесты, Чорон, Хаппахчы аана
#2
#5
#8
Якутский художник Семен Черноградский более 35 лет занимается берестяными изделиями, делает домашнюю утварь и декоративные предметы. Это ремесло он перенял от матери — Марии Черноградской, которая была известным в Республике мастером по художественной обработке бересты. Сейчас работы семьи хранятся в фондах крупнейших музеев Якутии.
«Короб невесты. Энньэ иhит», который демонстрируется на выставке «Искусство Якутии», Черноградский выполнил в 2013 году. Это изделие является традиционной частью приданого будущей жены. Внутри хранили принадлежности для рукоделия и передавали шкатулку по наследству от матери к дочери.
Материалом для коробки служила береста — кора дерева березы. Поделки могли иметь разную форму, но чаще всего были круглыми или овальными. Дно было вставным, а крышка — съемной, и по всей окружности ее снабжали бортиком. Благодаря этой детали предмет плотно закрывался.
Коробки богато украшали орнаментами и декоративными элементами и применяли разнообразные техники. Главное внимание уделяли крышке и передней стенке. На этом коробе невесты мастер использовал рисунок из повторяющихся ромбов и треугольников из аппликации узких деревянных полосок с декоративной прошивкой из конского волоса.
Главный материал для подобных изделий — береста. Она ценится из-за своей гибкой структуры и теплого светлого оттенка. Чаще всего использовали кору дерева березы или лиственницы. Узорные прошивки конского волоса, ажурная прорезь, тиснение и тонировка подчеркивали природные особенности основы.
Берестяным ремеслом в Якутии занимались с давних времен, но наивысшего расцвета деятельность достигла в XIX веке. Именно в этот период простые и функциональные изделия сменились на декоративные поделки, а практическое занятие превратилось в настоящее искусство.
В XXI веке старинное национальное ремесло остается популярным. В республике работает несколько известных мастеров, и один из них — Семен Черноградский. Он родился в 1959 году в селе Эселях в Якутии. Долгое время он занимался животноводством, но затем решил продолжить фамильное дело и начал заниматься художественной обработкой бересты. Для его поделок характерно точное соблюдение традиции и безупречное техническое исполнение.
«Короб невесты. Энньэ иhит», который демонстрируется на выставке «Искусство Якутии», Черноградский выполнил в 2013 году. Это изделие является традиционной частью приданого будущей жены. Внутри хранили принадлежности для рукоделия и передавали шкатулку по наследству от матери к дочери.
Материалом для коробки служила береста — кора дерева березы. Поделки могли иметь разную форму, но чаще всего были круглыми или овальными. Дно было вставным, а крышка — съемной, и по всей окружности ее снабжали бортиком. Благодаря этой детали предмет плотно закрывался.
Коробки богато украшали орнаментами и декоративными элементами и применяли разнообразные техники. Главное внимание уделяли крышке и передней стенке. На этом коробе невесты мастер использовал рисунок из повторяющихся ромбов и треугольников из аппликации узких деревянных полосок с декоративной прошивкой из конского волоса.
Главный материал для подобных изделий — береста. Она ценится из-за своей гибкой структуры и теплого светлого оттенка. Чаще всего использовали кору дерева березы или лиственницы. Узорные прошивки конского волоса, ажурная прорезь, тиснение и тонировка подчеркивали природные особенности основы.
Берестяным ремеслом в Якутии занимались с давних времен, но наивысшего расцвета деятельность достигла в XIX веке. Именно в этот период простые и функциональные изделия сменились на декоративные поделки, а практическое занятие превратилось в настоящее искусство.
В XXI веке старинное национальное ремесло остается популярным. В республике работает несколько известных мастеров, и один из них — Семен Черноградский. Он родился в 1959 году в селе Эселях в Якутии. Долгое время он занимался животноводством, но затем решил продолжить фамильное дело и начал заниматься художественной обработкой бересты. Для его поделок характерно точное соблюдение традиции и безупречное техническое исполнение.
#9
Автор: Черноградский Семен Степанович
Дата создания: 2013 год
Техника: береста, волос конский, тальник, прошивка, плетение, аппликация, морение
Размеры: 35,5×44,5×51,3; 10×44,3×46,3 см
Коллекция: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
Дата создания: 2013 год
Техника: береста, волос конский, тальник, прошивка, плетение, аппликация, морение
Размеры: 35,5×44,5×51,3; 10×44,3×46,3 см
Коллекция: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
Правообладатель: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
№ Госкаталога: 14850030
№ Госкаталога: 14850030
#3
Чорон
#4
#6
Известный советский этнограф и археолог Алексей Окладников писал: «Чороны представляют собой исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет сейчас ни у одного народа».
Чорон в культуре народа саха был не просто посудой. В старину он представлял сакральный сосуд для ритуальных обрядов, проводимых во время ысыаха — традиционного летнего праздника встречи солнца, также использовался в особо торжественных моментах, например, свадьбы. Чорон предназначен сугубо для питья кумыса — кисломолочного напитка из молока кобылиц.
По форме — это огромный кубок на одной конусовидной ножке или на трех ножках в виде конской голени с копытом. Его изготавливают из дерева, предпочтительно из березы, и украшают тонкой геометрической резьбой в виде ярусов. Процесс его создания является ручным от начала до конца, и поэтому изделия не повторяют друг друга, и в них присутствует индивидуальный почерк автора.
Этот чорон на одной ножке выполнен неизвестным мастером второй половины XVIII века. Для украшения сосуда народный умелец выбрал традиционные орнаменты «тараах ойуу» (гребенчатый), «тоногос ойуу» (узор «позвонок»), «ураса ойуу» (зигзагообразный, повторяющий форму летнего конусообразного жилища якутов), кроме того нанесены и прямые линии, которые обрамляют ярусы.
Исследователи считают, что такие орнаменты символизировали богатство и плодородие.
Названия многих узоров для чорона имели символическое значение и были связаны с бытом и основными занятиями якутов-скотоводов. Для каждой части кубка предназначалась определенная группа орнаментов. Например, у края горлышка размещали гребенчатый и зубчатый в виде треугольников и ромбов. Для центральной части сосуда использовали «позвоночный узор». Его название происходит из-за внешнего сходства рисунка с позвонком животных.
В культуре народа саха чорон символизировал богатство семьи и рода. Поэтому на якутских свадьбах с древних времен существовал обычай подносить молодым сосуд с кумысом.
В наши дни кубок-чорон традиционно используют во время главного якутского праздника — Ысыах, связанного с культом солнечных божеств, который отмечают в день летнего солнцестояния — 21 июня.
Во время обряда открытия праздника алгысчыт — поэт и певец, символически обращаясь к божествам, просит благословить кумыс. После этого ритуала участники по очереди пьют освященный кумыс из большого чорона, таким образом, приобщаясь к священной церемонии. Обычно торжество сопровождается хороводными танцами, спортивными соревнованиями и конными скачками.
#7
Автор: Неизвестен
Дата создания: Вторая половина XVIII века
Техника: дерево, долбление, резьба трехгранно-выемчатая, контурная
Размеры: 37,5×14×18,7×7,4 см
Коллекция: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
Дата создания: Вторая половина XVIII века
Техника: дерево, долбление, резьба трехгранно-выемчатая, контурная
Размеры: 37,5×14×18,7×7,4 см
Коллекция: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
Правообладатель: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
№ Госкаталога: 003381454
№ Госкаталога: 003381454
#10
Хаппахчы аана
#11
#12
В традиционных якутских семьях молодые девушки жили в отдельных помещениях («хаппахчы»), куда не пускали посторонних людей. Хаппахчы аана (якут.) — это берестяная завеса, которую помещали на входе в девичью комнатку, чтобы отделить ее от остального дома.
Название дверцы происходит от якутского слова «хаппах», которое означает «крышка». Эту завесу из коллекции Художественного музея выполнила Елизавета Олесова в 2015 году. В своих работах она использует старинные технологии и с их помощью создает якутскую национальную одежду из меха и домашнюю утварь из бересты.
Дверь имеет традиционную форму трапеции. Она состоит из трех слоев берестяной коры, которые сшиты между собой конским волосом. В качестве основы на дверцу обратной стороной накладывают древесную кору. Лицевой пласт бересты уложен светлой стороной, который называют «рисующим». На него нашита орнаментальная аппликация из бересты, покрытая черной краской с прорезанными по верху орнаментальными рисунками. Накладной узор на завесе состоит из параллельных друг другу, зигзагообразных рядов с ромбами вверху. В них прорезаны небольшие кружки, в которых виден светлый слой бересты. Дополнительно мастерица украсила завесу подвесками из бус и монет.
Берестяное искусство известно в Якутии с давних времен. Этот материал стал популярным благодаря своей гибкости и светлому, приятному цвету. «Набрал Эллей березовой коры, поставил палки, связал их вверху, обшил корой, украшенной узорами, зубчиками, вырезками, образовалась ураса, жилой дом», — так ремесло описывают в якутских устных поэмах «Олонхо», которые возникли больше тысячи лет назад.
Долгое время изделия из бересты: завесы, ведра, коробки, посуду — создавали исключительно для того, чтобы использовать в быту. В ХХ веке ситуация изменилась. Вместо простых и практичных вещей мастера перешли к созданию декоративных работ. Их стали украшать геометрическими фигурами, изображениями растений или животных, бусами и металлическими пластинами. В наше время художественная обработка коры березы остается популярным ремеслом в Якутии.
Название дверцы происходит от якутского слова «хаппах», которое означает «крышка». Эту завесу из коллекции Художественного музея выполнила Елизавета Олесова в 2015 году. В своих работах она использует старинные технологии и с их помощью создает якутскую национальную одежду из меха и домашнюю утварь из бересты.
Дверь имеет традиционную форму трапеции. Она состоит из трех слоев берестяной коры, которые сшиты между собой конским волосом. В качестве основы на дверцу обратной стороной накладывают древесную кору. Лицевой пласт бересты уложен светлой стороной, который называют «рисующим». На него нашита орнаментальная аппликация из бересты, покрытая черной краской с прорезанными по верху орнаментальными рисунками. Накладной узор на завесе состоит из параллельных друг другу, зигзагообразных рядов с ромбами вверху. В них прорезаны небольшие кружки, в которых виден светлый слой бересты. Дополнительно мастерица украсила завесу подвесками из бус и монет.
Берестяное искусство известно в Якутии с давних времен. Этот материал стал популярным благодаря своей гибкости и светлому, приятному цвету. «Набрал Эллей березовой коры, поставил палки, связал их вверху, обшил корой, украшенной узорами, зубчиками, вырезками, образовалась ураса, жилой дом», — так ремесло описывают в якутских устных поэмах «Олонхо», которые возникли больше тысячи лет назад.
Долгое время изделия из бересты: завесы, ведра, коробки, посуду — создавали исключительно для того, чтобы использовать в быту. В ХХ веке ситуация изменилась. Вместо простых и практичных вещей мастера перешли к созданию декоративных работ. Их стали украшать геометрическими фигурами, изображениями растений или животных, бусами и металлическими пластинами. В наше время художественная обработка коры березы остается популярным ремеслом в Якутии.
#13
Автор: Олесова Елизавета Дмитриевна
Дата создания: 2015 год
Техника: береста, волос конский, металл, кожа, бусы, бисер, шитье, вышивка, аппликация
Размеры: 129×78 см
Коллекция: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
Правообладатель: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
№ Госкаталога: 16044162
Дата создания: 2015 год
Техника: береста, волос конский, металл, кожа, бусы, бисер, шитье, вышивка, аппликация
Размеры: 129×78 см
Коллекция: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
Правообладатель: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
№ Госкаталога: 16044162
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Короб невесты, Чорон, Хаппахчы аана
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться